Диагностика величины отклонения в поведении

Отклонения диагностируются как отступление от нормативов, от общеизвестных правил. Это выход за грань, нарушение заранее зафиксированного предписания. Возможен отсчет от принятого в среде образца поведения. Тогда констатируется то, что нарушается ожидаемый "паттерн поведения" (рисунок поведения). Индивид не следует образцу, который предписан, средой ближайшего окружения. Значим также отход от собственного привычного стиля поведения. Практически это является одним из первых сигналов начавшегося отклонения. Во всех этих случаях анализируется исходный эталон, от которого произошло отклонение. Особо значимо выявление среднего типа поведения в той группе, в которую в последнее время был включен подросток. Начальные стадии отклонения рассматриваются как величины "отхода" от средней нормы в любом из трех случаев. Следовательно, необходимо констатировать определенную "норму" поведения в конкретной группе.

Кроме того, сложившиеся первичные установки подростков при первом впечатлении бывают исключительно устойчивыми. Они приобретают характер установок. Диагностика отдельных качеств, тенденций, мотивов, способов действий, средств достижения, предпочитаемых тактик и стратегий решения личностных вопросов - заключается в постоянном соотнесении поведения и качеств.

Начинается сбор материала с выявления качеств. Это вызывается тем, что начальные отклонения возникают в среде ближайшего окружения. Необходимо, чтобы сам испытуемый высказал свое отношение к среде и определил свое место в этой среде. Описание своего места и тенденций приближения и избегания, предпочтение одних людей и пренебрежение другими он отражает обычно через образ, созданный набором качеств. Эта система соотнесений определяется через методику СК - "соотнесенных качеств". Далее, наборы конкретных качеств предлагается выявлять на фоне общепринятого комплекта, общего для группы. Здесь наборы приобретают характеристику определенных комплексов, созданных индивидами. Эта линия выясняется путем методики СО-СВ "Самооценка-самовыражение".

Наряду с выявлением субъективных и объективных величин качества необходимо также установить фон, на котором эти качества проявляются. Это - тезаурус личности (индивидуальный словарь), рассматриваемый как система наименований и значений, из которых индивид создает свое понимание среды, в которой он действует и система ассоциаций, проявляющихся в характерном для индивида наборе слов.

Дальнейший шаг в направлении сбора информации об испытуемом заключается в проверке стиля решения испытуемым жизненных задач в особо сложных случаях. Для этого исследуются особенности построения испытуемым планов и программ реализации этих планов. Для подростка это конструирование поступка, который может быть не принят обществом. Рассмотрение проекта плана дает сведения, как о мотивах достижения, так и о мотивах избегания, о результатах борьбы мотивов, о выбираемых средствах реализации замысла и о способах сокрытия действии и оправдания совершенного поступка. В целом исследование планирования действий в экстремальных ситуациях дает возможность выявить степень готовности к противоправному поступку (методика ПП - "Планирование поступка").

Далее, специально исследуется реакция подростка на систему предписаний, которые обычно исходят со стороны общества и формулируются в виде требований. Требования имеют форму предложений руководствоваться определенными наглядными образцами. Образцы заставляют человека либо адаптироваться, либо пренебрегать ими. Предполагается, что в случае явной выраженности у подростка тенденции к отклонениям у него могут увеличиться случаи игнорирования предписаний (применяется методика Д - "Дополнение").

Наконец, одной из важных сфер, где проявляются отклонения, являются коммуникации. Нарушения процесса общения присущи трудновоспитуемым подросткам чаще, чем другим. Они проявляются в виде психологических барьеров и психологических блокад. Преграды могут возникнуть на любом этапе общения и взаимодействия. Важно фиксировать и место, где возникла блокада, и общий уровень возникающих препятствий. Для этого может быть использована методика ПБ - "Психологические блокады".

Все методики ориентированы относительно выделения своей собственной "точки отсчета". Это значит, что норматив, который ставится в центр как "среднее арифметическое" или "мода", от которых исчисляется или рассматривается отклонение, вырабатывается каждый раз при анализе той среды ближайшего окружения, в которой находится подросток, или относительно его собственной наиболее привычной "нормы".

Личность человека и его индивидуально-типологические особенности. Направление личности
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, ...

Информация, которую можно собрать при профессиографическом анализе
1. Информация о самой профессии (работе). А.Производственные задания. Б.Производственные процессы. В.Используемые машины, инструменты, оборудование, материалы. 2. Информация о результатах деятельности работника. А.Произведенная продукция или предоставленные услуги. Б.Производственные нормы (сроки, качество и т.д.) 3. Инфо ...

Классификация методов психотерапии и особенности их использования для детей, подростков, пожилых
3 психотерапевтических направления: 1) динамическое; 2) поведенческое (бихевиористское); 3) гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое). Общим для перечисленных направлений является их ориентация на личность и личностные изменения, а не тот или иной симптом болезни. Так, к динамическому (психодинамическому) направлению относятся ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru