Теоретическая часть. Определение понятия творческих способностей
Страница 4

Материалы » Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте » Теоретическая часть. Определение понятия творческих способностей

· доминирующая роль познавательной мотивации: у де­тей, не обладающих высоким творческим потенциалом, развитие основывается на другом типе мотивации — мо­тивации достижения, которая обеспечивает только ту степень и направленность исследовательской активнос­ти, которая способствует удовлетворению в основном прагматических потребностей, достижению практичес­ких целей и завершается по мере удовлетворения по­требности или завершения деятельности, в то время как исследовательская мотивация у одаренного ребенка не­ насыщаема (А. М. Матюшкин, 1991);

· исследовательская, творческая активность, выражаю­щаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем: исследовательская активность одаренного ре­бенка к 3-5 годам преобразуется в более высокие фор­мы и выражается в самостоятельной постановке вопро­сов и проблем по отношению к новому и неизвестному. Одаренные дети проявляют интерес к исследованию от­ношений, причин и следствий, обнаружению связей, даже не явно представленных. Развитие определяется как поиск ответов на собственные проблемы и вопросы, ко­торые определяют избирательность по отношению к новому (А. М. Матюшкин, 1991). С 5-6 лет основным структурным компонентом одаренности и творческого развития становится проблемность. Она обеспечивает открытость ребенка новому, выражается в поиске несо­ответствий и противоречий (Н. Н. Поддьяков), в соб­ственной постановке новых вопросов и проблем. Даже неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность. В 8-12 лет процесс по­иска и исследования завершается решением проблем, об­наружением скрытых, явно не заданных элементов и отношений. Трудность открытия нового выражается в преодолении сложившихся привычных подходов к ре­шению проблемы. Решение такой «нерешаемой» пробле­мы составляет акт творчества. Оно характеризуется проявлением оригинальности, достигаемой на основе интуитивного использования «не относящихся к делу» побочных продуктов деятельности (Я. А. Пономарев), латеральных форм мышления (Э. де Боно);[30]

· возможность достижения оригинальных решений: ори­гинальность составляет обязательный структурный ком­понент одаренности. Она выражает степень непохожес­ти, нестандартности, неожиданности предлагаемого ре­шения среди других, стандартных решений. Оригинальность определяется преобразованием заданной проблемы в собственную проблему; новой собственной позицией по отношению к заданной проблеме; отказом от стандартных «очевидных» гипотез. Общая одаренность выражается в более быстром обнаружении решения;

· возможности прогнозирования и предвосхищения: по­иск решения проблемы представляет собой процесс до­стижения ответа на поставленный вопрос и включает большее или меньшее количество преобразований. Оп­ределение промежуточных целей и вопросов на пути к обнаружению неизвестного составляет стратегию по­иска (О. К. Тихомиров). Поиск определяется мерой предвосхищения, антипатии, прогнозирования (А. В. Брушлинский) оптимальности каждого последу­ющего шага решения, прогнозирования его послед­ствий. Глубина прогнозирования (предвосхищения) со­ставляет необходимый компонент общей одаренности и обеспечивает возможность более быстрого достиже­ния решений;

· способность к созданию идеальных эталонов, обеспечи­вающих высокие эстетические, нравственные, интеллек­туальные оценки: интегральным структурным элемен­том одаренности является оценочная, измерительная функция всех сложных психических структур. Прин­ципиальное значение оценочной функции для психичес­кого развития было выделено Ф. Бартлером, Дж. Гил­фордом, Дж. Галлагером, в детской психологии — Ж. Пиаже и А. В. Запорожцем [27]. Оценочная функция ле­жит в основе формирования определенных эталонов в перцептивной, интеллектуальной, эмоциональной сфе­рах, определяет эстетические и нравственные предло­жения. На основе оценки делается выбор, и принимают­ся решения. Способность к оценке включает возмож­ность понимать чужие мысли, развивать собственные мысли, действия и поступки. Способность и оценка обес­печивают возможность самодостаточности, самоконт­роля, уверенности одаренного ребенка в самом себе и своих способностях, своих решениях, чем определяет­ся самостоятельность, неконформность и некоторые другие личностные и интеллектуальные качества ода­ренного ребенка (А. М. Матюшкин, 1989).[22]

Данные личностные образования, как утверждает автор, составляют единую интегральную структуру одаренности, про­являющуюся на всех уровнях интеллектуального развития.[32]

Большой интерес представляет также концепция одарен­ности, разработанная одним из самых известных в мире специалистов в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли[18]. Он предложил трехкруговую модель одаренности, кото­рая включает:

1. Способности выше среднего или талант. При этом высо­кие интеллектуальные способности являются необхо­димым, но недостаточным условием для высоких дости­жений.

2. Приобщенность к задаче предлагает настойчивость, усер­дие, волевые усилия. Дж. Рензулли отмечает, что суще­ствует период высокого приобщения к задаче и период низкой приобщенности. Эти периоды соответственно связаны с высокой и низкой продуктивностью деятель­ности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Проявление истероидного характера
Этот тип органической психопатии более характерен для подростков женского пола. Наиболее ярким его проявлением бывает склонность к частым и бурным аффективным реакциям с криками, плачем, рыданиями вплоть до типичных истерических припадков. Истерические реакции легко возникают при малейших неудачах, в трудных ситуациях, при столкновении ...

Причины самоубийства особенности состояний пред и пост суицид
Причин довольно много. Основные из них: · Неурядицы в личной жизни: - несчастная любовь; - смерть кого-то из родных или друзей; - непонимание окружающими, одиночество; - проблемы на работе; - целенаправленная травля (в том числе доведение до самоубийства); - физические издевательства (изнасилования, побои); - потеря смысла жизни ...

Виды профессиональных манипуляций
К наиболее распространенным профессиональным манипуляциям личностью в настоящее время можно отнести нищенство, финансовые пирамиды. Остановимся на них подробнее. Нищенство и попрошайничество можно отнести к «древнейшим профессиям». Например, согласно историческим документам, в 1443 году в чешском городе Кутна Гора было основано некое т ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru