Теоретическая часть. Определение понятия творческих
способностейСтраница 4
· доминирующая роль познавательной мотивации: у детей, не обладающих высоким творческим потенциалом, развитие основывается на другом типе мотивации — мотивации достижения, которая обеспечивает только ту степень и направленность исследовательской активности, которая способствует удовлетворению в основном прагматических потребностей, достижению практических целей и завершается по мере удовлетворения потребности или завершения деятельности, в то время как исследовательская мотивация у одаренного ребенка не насыщаема (А. М. Матюшкин, 1991); www.newecologist.ru
· исследовательская, творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем: исследовательская активность одаренного ребенка к 3-5 годам преобразуется в более высокие формы и выражается в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. Одаренные дети проявляют интерес к исследованию отношений, причин и следствий, обнаружению связей, даже не явно представленных. Развитие определяется как поиск ответов на собственные проблемы и вопросы, которые определяют избирательность по отношению к новому (А. М. Матюшкин, 1991). С 5-6 лет основным структурным компонентом одаренности и творческого развития становится проблемность. Она обеспечивает открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н. Н. Поддьяков), в собственной постановке новых вопросов и проблем. Даже неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность. В 8-12 лет процесс поиска и исследования завершается решением проблем, обнаружением скрытых, явно не заданных элементов и отношений. Трудность открытия нового выражается в преодолении сложившихся привычных подходов к решению проблемы. Решение такой «нерешаемой» проблемы составляет акт творчества. Оно характеризуется проявлением оригинальности, достигаемой на основе интуитивного использования «не относящихся к делу» побочных продуктов деятельности (Я. А. Пономарев), латеральных форм мышления (Э. де Боно);[30]
· возможность достижения оригинальных решений: оригинальность составляет обязательный структурный компонент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других, стандартных решений. Оригинальность определяется преобразованием заданной проблемы в собственную проблему; новой собственной позицией по отношению к заданной проблеме; отказом от стандартных «очевидных» гипотез. Общая одаренность выражается в более быстром обнаружении решения;
· возможности прогнозирования и предвосхищения: поиск решения проблемы представляет собой процесс достижения ответа на поставленный вопрос и включает большее или меньшее количество преобразований. Определение промежуточных целей и вопросов на пути к обнаружению неизвестного составляет стратегию поиска (О. К. Тихомиров). Поиск определяется мерой предвосхищения, антипатии, прогнозирования (А. В. Брушлинский) оптимальности каждого последующего шага решения, прогнозирования его последствий. Глубина прогнозирования (предвосхищения) составляет необходимый компонент общей одаренности и обеспечивает возможность более быстрого достижения решений;
· способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки: интегральным структурным элементом одаренности является оценочная, измерительная функция всех сложных психических структур. Принципиальное значение оценочной функции для психического развития было выделено Ф. Бартлером, Дж. Гилфордом, Дж. Галлагером, в детской психологии — Ж. Пиаже и А. В. Запорожцем [27]. Оценочная функция лежит в основе формирования определенных эталонов в перцептивной, интеллектуальной, эмоциональной сферах, определяет эстетические и нравственные предложения. На основе оценки делается выбор, и принимаются решения. Способность к оценке включает возможность понимать чужие мысли, развивать собственные мысли, действия и поступки. Способность и оценка обеспечивают возможность самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного ребенка в самом себе и своих способностях, своих решениях, чем определяется самостоятельность, неконформность и некоторые другие личностные и интеллектуальные качества одаренного ребенка (А. М. Матюшкин, 1989).[22]
Данные личностные образования, как утверждает автор, составляют единую интегральную структуру одаренности, проявляющуюся на всех уровнях интеллектуального развития.[32]
Большой интерес представляет также концепция одаренности, разработанная одним из самых известных в мире специалистов в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли[18]. Он предложил трехкруговую модель одаренности, которая включает:
1. Способности выше среднего или талант. При этом высокие интеллектуальные способности являются необходимым, но недостаточным условием для высоких достижений.
2. Приобщенность к задаче предлагает настойчивость, усердие, волевые усилия. Дж. Рензулли отмечает, что существует период высокого приобщения к задаче и период низкой приобщенности. Эти периоды соответственно связаны с высокой и низкой продуктивностью деятельности.
Организация суицидологической службы и принципы профилактики суицидов
Для профилактики самоубийств важное значение имеет выяснение состояния эмоционально-волевой сферы человека, покончившего с собой, его психическое отношение к предстоящему суициду. Поскольку самоубийство - деяние умышленное, то, прежде чем говорить об их предупреждении, необходимо рассмотреть мотивы и причины самоубийств.
Можно воспольз ...
Типология конфликтов
Основными источниками конфликта в обществе являются расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями «задает» противоречия, проявляющиеся: 1) в борьбе между социальными слоями, группами, классами;
2) в противостоян ...
Развитие личности: психосексуальные стадии
Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том. Что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. ...