Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
Страница 1

Материалы » Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста » Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста

Как уже было отмечено выше, психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

Психологические исследования детей показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку со стороны родителей могут сформировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя в этом мире; те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении со сверстниками, иными словами — к низкому потенциалу самореализации.

В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирование индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний.

По данным В.А. Колиеговой , А.И. Захарова и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в младшем школьном возрасте. Поступление в школу, переход к более взрослой жизни происходит достаточно тяжело, зачастую возникают акцентуации, в ряде случаев — невротические, неврозоподобные и психосоматические расстройства.

В это время отношения с родителями переходят на качественно новый этап, поэтому представляется важным проследить, каким именно образом они изменяются, чтобы не допустить возможных отклонений в нервно-психологическом развитии детей, помочь членам семьи в целом легче адаптироваться друг к другу и пройти этот период без серьезных конфликтов и утрат. [24, с.45]

При поступлении в школу существенно возрастают физические нагрузки, прежде всего статического характера; изменяется режим питания, сна и бодрствования; серьезно повышаются требования к уровням развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления); интенсифицируется процесс социализации (повышаются требования к ответственности ребенка, его личностным качествам); большие требования предъявляются к способности ребенка к саморегуляции своих состояний и процессов.

Ряд авторов подчеркивает важность учета пре- и постнатальных факторов и условий развития, понимая школьную дезадаптацию как результат актуализации психофизиологических дисфункций, вызванных усложнением условий жизни ребенка на фоне сенситивного периода развития. При этом в качестве признаков дезадаптивных состояний школьников рассматриваются доминирование расстройств в психоневрологической сфере. [3, с.139]

Так, по данным исследований около 12% детей младшего школьного возраста имеют неблагоприятное эмоциональное состояние, повышенное число страхов, невротические симптомы. Причем среди детей младшего школьного возраста мальчики в 2,6 раза чаще, чем девочки, испытывают отрицательные эмоциональные состояния. [28]

В связи с подобной ситуацией, ряд авторов предлагает выделить содержательные показатели психологического здоровья, с целью проведения их мониторинга и последующей коррекции. Подобная функция возлагается на школьные психологические службы, предполагается организация совместной работы педагогов, психологов и родителей.

Страницы: 1 2 3

Лингвистическая картина психического облика человека.
В языковой картине человек предстает как существо, противопоставляемое животным, и прежде всего качественно отличное от них по таким признакам (психическим функциям), как мышление. мораль, воля, речь. Бытие человека включает в себя материальную часть (тело) и нематериальную (душу). При этом в семантическом окружении слова "душа&qu ...

Диагностика личности ребенка
Для проведения диагностики личности ребенка нами был выбран психологический тест «Несуществующее животное». Метод исследования личности с помощью теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Чтобы зафиксировать состояния психики используется исследование моторики. Если движение, по какой-то причине не осущес ...

Диагностика межличностных отношений в классе. Психологическая структура школьного класса
В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе формальную (официальную) и неформальную (неофициальную). Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов, данной конкретной группы и примерно одинаковое для вс ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru