Профессиональная адаптация специалиста
Страница 1

Материалы » Психология и педагогика профессиональной деятельности » Профессиональная адаптация специалиста

Проблема адаптации человека длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук: социологии, психологии, педагогики, медицины, биологии и др. В наше время уже нет ни одной общественной, антропологической науки, которая бы прямо или косвенно не изучала проблемы адаптации человека в различных условиях его жизни и деятельности.

В целом, рассматривая проблемы адаптации человека, целесообразно исходить из общеизвестного факта: человек предстает в совокупности двух систем – биологической и психической. Каждая из них состоит из многих подсистем. В этом смысле выделяется два основных вида (уровня) адаптации человека: биологический и психологический.

Биолого-физиологическая адаптация присуща и человеку и животным, но важно отметить, что адаптация человека как организма, так или иначе, подвержена воздействию социальных обстоятельств.

Э. Фромм считал, что одним из отличий биологической адаптации человека от животных является наличие у него «биологической слабости», под которой ученый понимал «относительный недостаток у человека инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру».

Согласно этой точке зрения отличия адаптации человека от животных на биолого-физиологическом уровне определяются низкой инстинктивной адаптируемостью, вследствие чего человек вынужден искать другие пути адаптации, что способствует, в свою очередь, эволюции человека.

В биологической адаптации используется понятие «адаптационный синдром» (Г.Селье). Адаптационный синдром – совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия. Функциональные состояния, развивающиеся под действием стрессоров, называются стрессовыми состояниями. Основными симптомами адаптационного синдрома являются увеличение надпочечников, уменьшение вилочковой железы, селезенки и лимфатических узлов, нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада. В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии:

1. Стадия тревоги: продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: шока и противошока на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма.

2. Стадия сопротивляемости: устойчивость организма к различным воздействиям повышена. Эта стадия либо приводит к стабилизации состояния и выздоровлению, либо сменяется последней стадией.

3. Стадия истощения: резкое снижение сопротивляемости организма, нарушение его функций, что приводит к заболеваниям и может окончиться гибелью организма.

Наряду с биологическими и нейропсихологическими подходами в разработке проблем адаптации человека появляются и утверждаются и другие, в первую очередь психологические и социологические.

Психологическая адаптация – это процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.

Выделяют следующие основные сферы жизни и деятельности человека, в которых осуществляется его психологическая адаптация (и соответственно основные разновидности психологической адаптации):

Страницы: 1 2 3

Воображение как познавательный психический процесс (виды, свойства)
Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Два типа вооб ...

Основные аспекты изучения конфликтного поведения у подростков. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте
Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности — это критический, переломный, переходный возраст, возраст перемен, возраст полового созревания. Его хронологические границы совпадают с обучением детей в 6-9 классах современной школы: от 11-12 до 15-16 лет. Существует множество фундаменталь ...

Профессиональная адаптация специалиста
Проблема адаптации человека длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук: социологии, психологии, педагогики, медицины, биологии и др. В наше время уже нет ни одной общественной, антропологической науки, которая бы прямо или косвенно не изучала проблемы адаптации человека в различных ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru