Профессиональная адаптация специалистаСтраница 2
социальную во всем многообразии ее содержательных сторон, компонентов: нравственного, политического, правового и т.д.;
социально-психологическую: системы психологических связей и отношений личности, включение ее в исполнение различных социально-психологических ролей (социально-психологическая адаптация личности);
сферу профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности (профессионально-деятельностная психологическая адаптация личности);
взаимосвязи с экологической средой (экологическая психологическая адаптация).
Соответственно с этими четырьмя сферами жизни и деятельности человека выделяют четыре основных вида психологической адаптации:
профессионально-деятельностную;
социальную;
социально-психологическую;
экологическую.
Результатом процесса адаптации выступает тот или иной уровень адаптированности личности.
Адаптированность личности может быть:
внутренней, когда происходит перестройка ее функциональных структур, систем при определенном изменении среды ее жизнедеятельности. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация личности;
внешней, поведенческой, приспособительной, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. Происходит так называемая инструментальная адаптация личности;
смешанной, когда личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, а частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», свою самостоятельность, «самость».
Процесс профессиональной адаптации специалиста включает в себя следующие основные процедуры и проблемы:
1. Взаимодействие личности со средой:
а) социальное взаимодействие (как с отдельными людьми, так и с социальными группами);
б) социально-психологическое взаимодействие;
в) взаимодействие с материально-технической средой.
2. Возникновение противоречия, конфликтной ситуации (КС) между личностью и средой.
3. Возникновение потребностного состояния (ПС) личности, состояния дезадапции.
4. Проявление реактивных состояний защитного характера, защитных реакций у человека (ЗР).
5.Осуществление защитного, адаптационного поведения (АП) по снижению дезадапционного состояния.
6. Снижение (либо снятие) противоречия между личностью и средой, устранение конфликтной ситуации.
Наглядно это можно представить следующим образом:
КС ПС ЗР АП Разрешение
Психологическая адаптация – явление многоуровневое и разноплановое, затрагивающее и индивидуальные особенности человека, его психику, и все стороны его бытия, прежде всего социальную среду и разнообразные виды деятельности (в первую очередь профессиональную), в которые он непосредственно включен.
В процессе адаптации личности происходит гармонизация психической деятельности человека с заданными условиями среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах. В связи с этим показателем степени психологической адаптированности личности может выступать уровень (степень) внутреннего, психологического комфорта личности, определяемый сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека, степенью удовлетворения его потребностных состояний.
Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к
школьному обучению у детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное воспитание ребёнок ...
Экспериментальное изучение процессов восприятия и мышления животных
Проблема элементарного мышления животных, как предпосылки человеческого мышления, позволяющего выявить и восстановить предысторию его возникновения в процессе эволюции, занимала одно из ведущих мест в работах Ладыыгиной-Котс.
Н.Н. Ладыгина-Котс пишет о том, что существует насущная необходимость изучения понятия мышления (интеллекта) жи ...
Индивидуальные различия памяти у людей
Различия памяти у людей бывают количественные и качественные.
К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания.
Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования.
«Чис ...

