Профессиональная адаптация специалиста
Страница 2

Материалы » Психология и педагогика профессиональной деятельности » Профессиональная адаптация специалиста

социальную во всем многообразии ее содержательных сторон, компонентов: нравственного, политического, правового и т.д.;

социально-психологическую: системы психологических связей и отношений личности, включение ее в исполнение различных социально-психологических ролей (социально-психологическая адаптация личности);

сферу профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности (профессионально-деятельностная психологическая адаптация личности);

взаимосвязи с экологической средой (экологическая психологическая адаптация).

Соответственно с этими четырьмя сферами жизни и деятельности человека выделяют четыре основных вида психологической адаптации:

профессионально-деятельностную;

социальную;

социально-психологическую;

экологическую.

Результатом процесса адаптации выступает тот или иной уровень адаптированности личности.

Адаптированность личности может быть:

внутренней, когда происходит перестройка ее функциональных структур, систем при определенном изменении среды ее жизнедеятельности. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация личности;

внешней, поведенческой, приспособительной, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. Происходит так называемая инструментальная адаптация личности;

смешанной, когда личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, а частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», свою самостоятельность, «самость».

Процесс профессиональной адаптации специалиста включает в себя следующие основные процедуры и проблемы:

1. Взаимодействие личности со средой:

а) социальное взаимодействие (как с отдельными людьми, так и с социальными группами);

б) социально-психологическое взаимодействие;

в) взаимодействие с материально-технической средой.

2. Возникновение противоречия, конфликтной ситуации (КС) между личностью и средой.

3. Возникновение потребностного состояния (ПС) личности, состояния дезадапции.

4. Проявление реактивных состояний защитного характера, защитных реакций у человека (ЗР).

5.Осуществление защитного, адаптационного поведения (АП) по снижению дезадапционного состояния.

6. Снижение (либо снятие) противоречия между личностью и средой, устранение конфликтной ситуации.

Наглядно это можно представить следующим образом:

КС ПС ЗР АП Разрешение

Психологическая адаптация – явление многоуровневое и разноплановое, затрагивающее и индивидуальные особенности человека, его психику, и все стороны его бытия, прежде всего социальную среду и разнообразные виды деятельности (в первую очередь профессиональную), в которые он непосредственно включен.

В процессе адаптации личности происходит гармонизация психической деятельности человека с заданными условиями среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах. В связи с этим показателем степени психологической адаптированности личности может выступать уровень (степень) внутреннего, психологического комфорта личности, определяемый сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека, степенью удовлетворения его потребностных состояний.

Страницы: 1 2 3

Мой портрет в лучах солнца
Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, всё хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей. Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?». Так что теперь мы знаем, за что стоит уважать друг дру ...

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в семье
Воспитание - многоаспектный процесс совершенствования личности; результат влияния которого на личность обусловлен сочетанием множества факторов: наследственностью, окружающей средой, интересами и потребностями самой личности. Значительную роль в воспитании играет личность родителя как носителя исторического опыта, социальных смыслов цен ...

Методы разрешения конфликтов в студенческом коллективе. Методы разрешения конфликтов
В воспитательной практике конфликт между двумя или несколькими ее членами помеха нормальному общению и совместному труду. Поэтому то, что ссорящимся кажется их «личным делом», в действительности затрагивает всех. И возникает необходимость гашения конфликта. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого ком ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru