Профессиональная адаптация специалистаСтраница 2
социальную во всем многообразии ее содержательных сторон, компонентов: нравственного, политического, правового и т.д.;
социально-психологическую: системы психологических связей и отношений личности, включение ее в исполнение различных социально-психологических ролей (социально-психологическая адаптация личности);
сферу профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности (профессионально-деятельностная психологическая адаптация личности);
взаимосвязи с экологической средой (экологическая психологическая адаптация).
Соответственно с этими четырьмя сферами жизни и деятельности человека выделяют четыре основных вида психологической адаптации:
профессионально-деятельностную;
социальную;
социально-психологическую;
экологическую.
Результатом процесса адаптации выступает тот или иной уровень адаптированности личности.
Адаптированность личности может быть:
внутренней, когда происходит перестройка ее функциональных структур, систем при определенном изменении среды ее жизнедеятельности. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация личности;
внешней, поведенческой, приспособительной, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. Происходит так называемая инструментальная адаптация личности;
смешанной, когда личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, а частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», свою самостоятельность, «самость».
Процесс профессиональной адаптации специалиста включает в себя следующие основные процедуры и проблемы:
1. Взаимодействие личности со средой:
а) социальное взаимодействие (как с отдельными людьми, так и с социальными группами);
б) социально-психологическое взаимодействие;
в) взаимодействие с материально-технической средой.
2. Возникновение противоречия, конфликтной ситуации (КС) между личностью и средой.
3. Возникновение потребностного состояния (ПС) личности, состояния дезадапции.
4. Проявление реактивных состояний защитного характера, защитных реакций у человека (ЗР).
5.Осуществление защитного, адаптационного поведения (АП) по снижению дезадапционного состояния.
6. Снижение (либо снятие) противоречия между личностью и средой, устранение конфликтной ситуации.
Наглядно это можно представить следующим образом:
КС ПС ЗР АП Разрешение
Психологическая адаптация – явление многоуровневое и разноплановое, затрагивающее и индивидуальные особенности человека, его психику, и все стороны его бытия, прежде всего социальную среду и разнообразные виды деятельности (в первую очередь профессиональную), в которые он непосредственно включен.
В процессе адаптации личности происходит гармонизация психической деятельности человека с заданными условиями среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах. В связи с этим показателем степени психологической адаптированности личности может выступать уровень (степень) внутреннего, психологического комфорта личности, определяемый сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека, степенью удовлетворения его потребностных состояний.
Высшие учебные заведения. Цели, задачи, структурная организация ВУЗов
Организация образования, дающая высшее профессиональное образование, именуется высшим учебным заведением. Высшее учебное заведение (вуз) вне зависимости от его ведомственной подчиненности и формы собственности осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Главной задачей высших учебных заведений явля ...
Дополнение. Деспотизм большинства и
коллективная психология.
По всей вероятности читатель (если только у него хватило терпения дойти до этого места) не забыл теории подражания-внушения, развитой нами под влиянием Тарда в первой главе этого сочинения.
Мне кажется, что эта теория, приложенная к конституционному праву, могла бы пролить свет на принцип преимущества, оказываемого большинству, — принц ...
Дискурсивный подход к проблеме самопрезентации
субъекта: обзор научных исследований. Интенциональные
основания вербальной коммуникации
Интенции, трактуемые в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и «видением мира» субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Понимание говорящего во многом определяется восприятием именно интенционального ...

