Эмоциональный контроль

Никто не присоединяется к группе с готовностью быть обманутым или подвергнуться манипулированию. Большинство людей, прошедших через культовую группу, скажут вам, что во время процесса индоктринации внутренний голос подсказывал им: «Будь осторожен! Убирайся отсюда!» Чтобы добиться эмоционального контроля, культ должен заглушить этот голос.

Эмоции сообщают нам то, что необходимо знать. Эмоциональный контроль ослабляет это самосознание, искажая и сужая диапазон чувств. Культы добиваются контроля над эмоциями своих членов, поддерживая эмоциональный дисбаланс. С одной стороны, большинство культов заставляют людей ощущать нечто особенное, осыпая их похвалами, – практика, получившая название «бомбардировка любовью», – с целью поощрить верность и преданность. С другой стороны, культы тратят массу времени и энергии, манипулируя чувствами вины и страха у своих адептов и ставя их в зависимость от группы. Гнев, тоска по дому и ревность называются «эгоистичными» чувствами. От членов группы ждут, что они всегда будут думать о группе, ни в коем случае не углубляясь в личные переживания.

Страх! Переизбыток страха! Заманивание в группу начинается с проповеди любви и идеализма, но как только человека посвящают во все тонкости доктрины, его охватывает страх – страх, что планета вот-вот взорвется, ужас перед ядерным Холокостом, боязнь утратить духовную связь с группой, страх, что им овладеет дьявол. Культы прививают чувство страха, чтобы приручить человека до такой степени, что он превращается в параноика или страдает фобиями.

Фобия – это иррациональный страх перед чем-либо. Интенсивная фобическая реакция может вызывать физические реакции в виде учащенного сердцебиения, сухости во рту, потоотделения и напряжения мышц. Здесь я лишь коснусь этого предмета, который будет подробно рассмотрен в главе 10, рассказывающей о систематической практике внушения фобий, принятой в культах, и о способах освобождения от фобий, которые мешают адепту поверить, что он когда-либо сможет преуспеть и быть счастлив за пределами группы.

Фобии парализуют людей и не дают им делать то, что они хотят по-настоящему. Например, мунисты сообщают своим адептам, что десять поколений их предков увязли в духовном мире и от них зависит спасение этих предков. Если они не исполнят приказания лидера, то все родственники в духовном мире будут вечно обвинять их в недостатке веры и в предательстве Мессии. У Свидетелей Иеговы человек может иметь серьезную фобию, связанную с простым посещением Здания церкви.

Каждый из этих видов контроля – поведения, информации, мышления и эмоций – имеет собственный потенциал, способный значительно изменить личность человека. Когда применяются все формы контроля, результат оказывается более чем экстремальным. BITE-модель является руководством по распознанию, пониманию и объяснению аспектов контроля сознания. Группа, изменяющая имена, настаивающая на особой форме одежды, на изолированной жизни, исключающей контакты с посторонними, будет, по всей видимости, опаснее той, которая этого не делает. Но самое важное – это всеобъемлющее влияние на конкретного человека, на его свободную волю и способность думать независимо.

Хотя практически все аспекты современной жизни формируются под тем или иным влиянием, конструктивное, творческое влияние легко отличить от деструктивного. В доброжелательной группе влияние положительно, и центр контроля находится в самом человеке. Влияние используется только для того, чтобы поощрять независимое мышление и принятие решений, поддержать самосознание и самоконтроль. Индивидуальность, творческий потенциал и свободная воля личности уважаются и поддерживаются. Люди распознают и понимают различные способы влияния в этой среде. Приветствуется знакомство с разнообразными источниками информации.

В деструктивном культе центр контроля смещается к коллективному «я» группы или же к лидеру последней. Новый участник отказывается от способности принимать решения. Создается псевдоличность, которая подавляет подлинное «я» и поддается внешнему контролю. Индивидуальность отодвинута на второй план, а свободная воля разрушена. Людей держат в неведении, а сами процессы влияния преподносятся как мистические или духовные. Доступ к любой противоречащей информации исключен.

Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению
Развитие социально – психологической готовность к школьному обучению одна из важнейших проблем педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. Социальная, или личностная, готовность ...

Психодиагностическая методика «Деньги в вашем браке»[5].
В последней главе теоретической части мы описывали ситуации, при которых деньги превращаются в инструмент власти. Теперь, применив данную методику, мы сможем выявить те семьи, в которых деньги позволяют одному супругу поставить другого в зависимое положение. Итак, на вопросы отвечают оба супруга отдельно, затем результаты сравниваются ...

Четвертый этап: анализ полученных результатов
Как проявляется в детстве цель? Через склонности и пристрастия. Ребенок тянется к какому-то определенному делу, а когда натолкнется на него, увлечен так, что за уши не оттянешь. Это дело становится его любовью – и страстью и радостью одновременно. Но в какой-то момент у ребенка может что-то не получиться. Как результат – приходит разоча ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru