Мотивы выбора профессии
Страница 2

В заключение анализа путей развития потребностей и мотивов остановимся на развитии структуры мотивационной сферы.

Она характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, возрастанием роли опосредствованных потребностей и всё большей их иерархизацией. С возрастом растёт также устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребёнка. Иерархическая структура мотивационной сферы в наиболее развитой её форме предполагает усвоение определённых моральных ценностей – представлений, понятий, идей, ставших доминирующими мотивами поведения.

Цели, поставленные человеком, сознательно принятые им решения и намерения способы подчинить себе непосредственные побуждения, что определяет деловой характер поведения человека. Но в тех случаях, когда усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, они могут определять поведение людей независимо от сознательно принятых решений, непроизвольно подчиняя себе все другие его побуждения, в том числе и неосознаваемые им самим. В этом случае можно говорить о гармонической структуре мотивационной сферы человека, а следовательно, и о гармонической структуре его личности. Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими. В период подросткового возраста (12 – 15 лет) часто уже складывается достаточно определённая, относительно устойчивая направленность личности. Наличие той или иной направленности очень важно для формирования личности подростка в целом, она определяет нравственную сторону его личности, а так же многие особенности его поведения и деятельности.

Мотивы представляют собой особый род побудителей человеческого поведения. В качестве мотивов могут быть предметы внешнего мира, представления, идеи чувства и переживания.

Наиболее типичными мотивами человеческого поведения являются моральные чувства, сознательного поставленные цели, образованные намерения, которые являются опосредствованными сознанием потребностями человека. Такие мотивы как намерение, цель и пр., черпают свою побудительную силу за счёт той потребности, звеном в удовлетворении которой они являются.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. В интересах данной работы рассмотрим первую. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — всё это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом.

Термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Мотивация — совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человек, его начало, направленность и активность.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

Мотивация — это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияет друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае – процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Ситуативные методы влияния
Существуют вспомогательные методы опосредованного влияния, которые, по сути, позволят, как можно больше расположить человека к тому, что происходит, сделать его более восприимчивым к тому, что хотят предложить. Повлиять на поведение и изменить или сформировать стереотипы (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следую ...

Направленность работы детского психолога в ходе активизации физкультурной деятельности дошкольника. Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической ку
Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников. Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных возможностей детского организма. Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствовани ...

Экспириментальная часть. Исследование влияния творческих способностей на познавательные процессы личности. Методы и методики исследования.
Основными методами экспериментально-психологического исследования являлись: метод психометрического тестирования, методы статического анализа: t- критерий Стьюдента, метод корреляционного анализа. Метод психометрического тестирования – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставляемые количественные и к ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru