Мотивы выбора профессии
Страница 1

Важнейший фактор, определяющий мотивацию человека, особенно на завершающем этапе и развития — познавательная активность субъекта по осмыслению жизни и преследуемых в ней целей. Создаваемая вокруг человека тотальная мотивационная атмосфера непосредственно влияет на развитие потребностей разве только в первые периоды жизни; впоследствии её воздействия анализируются и взвешиваются активным, постепенно вооружающимся интеллектом и опытом субъектом, способным противостоять одним влияниям и предпочитать, искать другие. Уже сложившиеся побуждения тоже обычно подвергаются интеллектуальной проверке на предмет того, не окажется ли их реализация в итоге безнравственной, не обернётся ли потерями и т.п. основное направление активности субъекта по линии мотивационного самоопределения состоит в интеграции, внутреннем согласовании мотивационной сферы, устранении в ней противоречий, а также проверке возможности и целесообразности формирующихся жизненных целей. Только прошедшие такую подготовку и санкционированные субъектом мотивационные образования становятся подлинными, активно достигаемыми мотивами личности.

Значительную часть волевой активности субъекта составляют старания изменить соотношение сил в мотивационном поле в пользу санкционированной мотивации, обеспечить её доминирование над конкурирующими.

Способ, программа и конкретные цели жизни, которые оцениваются человеком как оптимально удовлетворяющие потребности и в отношении которых принимаются намерение к достижению, — это и есть система мотивов личности. Таинственный эффект приобретения целью в результате принятия намерения особого статуса, связано с формированием в мотивационной сфере напоминающей о себе “напряжённой системы”, объясняется, возможно, переключением на цель специфической это — мотивация.

Божович Л.И., подводя итог исследованиям широких социальных мотивов учения школьников и их учебных (познавательных) интересов выдвигает некоторые положения, относящиеся к теоретическому пониманию потребностей и мотивов их развития. Прежде всего, пишет она, стало очевидным, что побуждение к действию всегда исходит от потребности, а объект, который служит её удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности. Внешние объекты могут стимулировать активность человека лишь потому, что они отвечают имеющейся у него потребности или способны актуализировать ту которую они удовлетворяли в предшествующем опыте человека.

В связи с этим изменением объектов, в которых воплощаются потребности, не составляет содержание развития потребностей, а является лишь показателем этого развития.

Каким же образом сознательно поставленные человеком цели, образованные им намерения, принятые им решения приобретают побудительную силу, т.е. становятся мотивами его поведения?

Известно, что поведение обычно осуществляется в направлении объективно наиболее сильной потребности. Однако обстоятельства часто диктуют необходимость действовать вопреки непосредственному побуждению человека. В этом случае исход может быть разным. Может победить непосредственная потребность, если она окажется достаточно сильной, и тогда поведение пойдёт за этой победившей потребностью. Но человек может действовать и вопреки этой непосредственной потребности. Действовать в соответствии со своим намерением, решением, поставленной целью, преодолевая те потребности и стремления, которые ему мешают.

В онтогенезе потребности человека опосредствуются сознанием и начинают действовать через сознательно поставленные цели, принятые намерения и решения. В этом случае мы имеем дело уже не с потребностями, а с их новыми функциями образованьями, представляющими собой нерасторжимое единство потребности и сознания, аффекта и интеллекта. Это позволяет нам понять процесс развития побудительных сил человеческого поведения как процесс превращения естественных (натуральных, по терминологии Л.С. Выготского) потребностей в их опосредствованные формы, свойственные только человеку, как общественному существу. Такое понимание развития потребностей позволяет рассматривать его как совершающееся по тем же общим законам, по которым идёт развитие и всех других психических процессов и функций: из непосредственных они становятся опосредствованными, из непроизвольных – произвольными, из неосознанных – осознанными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7 лет
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкол ...

Вывод
В результате проведенного исследования мы выявили связь ценностных со стилями поведения в конфликтных ситуациях у руководителей, в нашем случае у сержантов. Бытует утверждение, что исследуемые правонарушения происходят из-за того, что в армию приходят юноши, не приспособленные к труду. С первых дней службы они, столкнувшись с армейской ...

Глава первая. Психофизиология толпы
Вопрос об уголовной ответственности сравнительно прост, если виновником преступления является одно лицо. Напротив, он значительно осложняется, когда в одном и том же преступлении участвует много лиц, так как тогда нужно исследовать участие, которое принимал каждый в данном преступном действии. Но вопрос делается крайне трудным, когда ви ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru