Основные приемы юмора как психологической защиты и их использование
Страница 1

Материалы » Юмор в структуре психологической защиты личности » Основные приемы юмора как психологической защиты и их использование

Среди трудных жизненных обстоятельств следует выделить чрезвычайные ситуации, когда самообладание и чувство юмора особенно важны. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию или становятся заложниками. Безусловно, социально-педагогическое сопровождение развития в личности умения преодолевать трудности, принимать решения играет особую роль в целостном процессе становления представителей новых поколений.

Психологические феномены, возникающие в условиях воздействия экстремальных факторов, описаны в специальной литературе как посттравматический стрессовый синдром (расстройство). Возникающие как следствие аффекты могут достигать высокой степени интенсивности, что оказывает дезорганизующее влияние на интеллектуально-мне-стическую деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания, такие как страх и отчаяние — могут осложнять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию конструктивных решений и поиску путей выхода из стресса.

Напротив, смех, улыбка и шутка благотворно действуют на нервную систему, тонизируют жизнедеятельность взрослых и детей, снижают кровяное давление, способствуют глубокому дыханию, удаляют из организма стрессовые гормоны, укрепляя иммунную систему. Смеющийся человек менее восприимчив к боли. Доказано, что одна минута смеха снимает психическое напряжение так же эффективно, как сорок пять минут физических упражнений.

Улыбка облегчает установление контакта и укрепляет социальные связи. Улыбка одного человека вызывает улыбку на лице другого, нередко освобождая нас от негативной стимуляции. Уточнение роли юмора и его социально-педагогических возможностей при преодолении человеком трудной жизненной ситуации осуществимо в контексте анализа его психолого-педагогической составляющей [16, с. 91].

При рассмотрении возможностей юмора в профессиональной деятельности (имеется в виду педагогическое взаимодействие) и его влияния на преодоление кризиса личностью отмечается необходимость создания с его помощью доброй атмосферы в коллективе и соблюдения ряда требований использования данного средства:

· не подвергать осмеянию человека как личности, особенно в процессе самоанализа;

· не стоит смеяться над тем, что человек не в состоянии изменить;

· не надо первым смеяться над своей шуткой;

· позволяя себе шутить над другими, надо быть готовым к шуткам в свой адрес;

· звучащие шутки и смех из ваших уст — свидетельство культуры и образованности человека или их отсутствия;

· желательно избегать повторений при использовании шуток [17, с. 69].

Исследователи выделяют аспекты наиболее существенного воздействия стресса на личность, ее поведение в целом, здоровье, когнитивные и физиологические возможности человека, что позволяет наметить пути использования различных приемов юмора для снижения негативного влияния стрессов.

Одним из первых классифицировал приемы юмора Цицерон, выделив следующие:

· смешное, проистекающее из самого содержания предмета;

· смешное, зависящее от формы слов и словосочетаний.

Современная их классификация предложена А.Н. Луком (1997):

· ирония характеризует расхождение намерения и результата. Чем глубже скрыт истинный смысл иронии, тем она язвительнее. Всегда противопоставляя скрытое и видимое, иронизирующий человек намеренно говорит не то, что думает. Тем не менее его действительные мысли очевидны при ироническом высказывании. Именно поэтому думающий творческий собеседник поймет, о чем идет речь. Особенно ценна самоирония как способность пошутить над самим собой, признаться в собственной ошибке или оплошности;

· пародия — творение автора, подражающее какому-либо устному или письменному произведению, литературному или научному направлению с целью их развенчания или осмеяния;

· двойное истолкование — предполагает использование полисемии как способности слова иметь несколько значений;

· повторение как прием остроумия; комическое нередко достигается путем повторения каких-то элементов поведения, речи или слов при условии, что повторение неестественно или нелепо, когда реальная обстановка не требует переживания сказанного;

· сравнение по отдаленному или случайному признаку — сопоставление несравнимых, непохожих одного на другой предметов или явлений;

· доведение до абсурда — используя этот прием сначала соглашаются с мыслью собеседника, а затем краткой оговоркой изменяют смысл произне сенной фразы, превращая ее в алогичную, часто комическую;

· намек — рассказ о факте, сходном по смыслу с поступком человека или возникшей ситуацией для того, чтобы адресаты приема самостоятельно сделали выводы по обстановке, оценку которой необходимо дать. Педагогу данный прием позволяет абстрагироваться от конкретного слушателя, анализируя ситуацию;

· псевдоконтраст или ложное противопоставление — после сформированного личного прогноза финала ситуации предлагается неожиданная концовка, которая отражает рассогласование ожидаемого и реально неожиданного;

Страницы: 1 2

Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как аг ...

Высшие учебные заведения. Цели, задачи, структурная организация ВУЗов
Организация образования, дающая высшее профессиональное образование, именуется высшим учебным заведением. Высшее учебное заведение (вуз) вне зависимости от его ведомственной подчиненности и формы собственности осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Главной задачей высших учебных заведений явля ...

Дауншифтинг – гармония труда
Когда император Диоклетиан (284–305 гг. н.э.) оставил трон и отправился в свое имение выращивать капусту, римские граждане испытали шок. Успешный банкир, Гоген бросил карьеру и привычный образ жизни, отправившись на Таити, чтобы посвятить всё своё время живописи. И сейчас многие удивляются, когда вчерашние топ-менеджеры, преуспевающие ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru