Основные приемы юмора как психологической защиты и
их использованиеСтраница 2
· ложное усиление — прием, отличающийся от псевдоконтраста тем, что в нем заключительная часть высказывания по форме подтверждает начальную, а по существу ее опровергает;
· обратное сравнение — в данном приеме используемому выражению возвращается его первоначальный смысл;
· смешение стилей — создание юмористической ситуации, употребление в одном рассказе или предложении слов, относящихся к разным стилям речи: книжному, разговорному и др. [17, с. 69]
Рассмотренные приемы позволяют конкретизировать ряд позиций по их использованию в социально-педагогическом процессе и развитии индивидуализации ребенка, переживающего стресс. Введение данных приемов в социально-психологические тренинги позволит стимулировать и развивать навыки общения, расширит поведенческий репертуар личности и спектр ее представлений о разных способах выхода из трудной ситуации, поможет человеку более рационально и творчески ориентироваться при поиске возможностей эффективного сотрудничества [20, с. 102].
Работа по внедрению приемов юмора в процесс выхода из кризисной ситуации будет способствовать коммуникативному развитию человека, достижению личностного роста. В то же время это не разовое мероприятие, а целенаправленный продолжительный процесс. Тем более что благодаря юмору решаются конкретные задачи повышения эффективности социально-педагогического взаимодействия. В их числе следующие:
· приобретение специальных знаний о взаимодействии формирующейся личности с окружающим миром, о движущих ею силах и приемах эффективных межличностных коммуникаций;
· овладение внешне выражаемыми умениями и навыками социального развития, самоанализа, корпоративного общения, умениями активного слушания, т.е. тактиками общения с самим собой и другими;
· становление и коррекция коммуникативных установок личности, таких как партнерство, вовлеченность, настойчивость, формирование стратегий общения;
· адекватное понимание себя и окружающих, а также конструктивное восприятие коммуникативных ситуаций;
· развитие глубинных личностных структур и образований, решение экзистенциальных проблем.
Механизмы изменения мотивации
Существуют общие закономерности изменения мотивации, которые можно назвать механизмами изменения мотивации. Это такие механизмы как сдвиг мотива на цель, сдвиг мотива на средство и механизм принятия и усвоения социальных ролей. Остановимся подробнее на первом механизме, поскольку изменение мотивации и во втором и в третьем механизмах из ...
Теоретический анализ психологических особенностей личности руководителя. Психологический портрет эффективного руководителя
Согласно Л. Р. Кричевскому [27; 9], руководство – это феномен, имеющий место в системе формальных отношений; роль руководителя заранее определена, оговорён круг функций реализующего её лица. Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкци ...
Индивидуальные различия памяти у людей
Различия памяти у людей бывают количественные и качественные.
К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания.
Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования.
«Чис ...