Теоретические основы социальной адаптации в младшем подростковом возрасте. Понятие социальной адаптации
Страница 3

Материалы » Социальная адаптация младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения » Теоретические основы социальной адаптации в младшем подростковом возрасте. Понятие социальной адаптации

В Словаре по социальной педагогике социальная адаптация – это активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе.

С психологической точки зрения, социальную адаптацию рассматривают как согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей со спецификой социальной среды; целей, ценностей, ориентаций личности с возможностями и условиями их реализации в конкретной социальной среде; как взаимоотношения индивида и его окружения; как процесс гомеостатического (от греч. «сохранение состояния») уравновешивания (Ж. Пиаже). Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Это позволяет рассматривать социальную адаптацию как социально-психологический механизм социализации личности.

Социальная адаптация ребенка есть процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой.

В практике накоплен и обобщен наукой немалый опыт подготовки молодежи к самостоятельной жизни и адаптации в ней. Достаточно обратиться к советскому периоду российской общеобразовательной школы, к научному поиску выдающихся отечественных педагогов (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, П.Ф. Каптерева, В.Н. Сороки-Росинского; в более поздний период – В.А. Сухомлинского, И.П. Волкова, В.А. Караковского, А.Н. Тубельского и др.).

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или типичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность.). Она необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, общении с другими людьми. В учебе, например, она означает способность обучаемого к гибкой переориентации относительно содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. В специальной литературе существует такое выражение, как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы, и др.), функциональные изменения со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.

Неадаптивность характеризует то, что у человека имеется несоответствие между целями и достигаемыми результатами деятельности. Она свидетельствует о его неспособности адаптироваться в этих условиях к предлагаемой деятельности.

Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Существуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адаптации определенной категории людей. Адаптированность среды характеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста и пр.

Адаптация учащихся в основной школе является одним из видов учебной адаптации. Под учебной адаптацией учащегося при переходе из начальной в основную школу понимается процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается оптимальное соответствие, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, с другой стороны, условий образовательной системы. При этом приоритетным результатом взаимодействия считается обогащение субъектного опыта ребенка, развитие его индивидуальности, его Я–образа. Гибкость среды школы проявляется в ее способности быстрого реагирования на образовательные потребности ученика через простраивание индивидуальной траектории его обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения.

Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

Дезадаптация (от лат. приставки de…) – означает прежде всего исчезновение, уничтожение, полное отсутствие и лишь значительно реже употребляется как понижение, уменьшение.

Чаще всего под дезадаптацией понимают несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Данные об испытуемых.
Приведем их в виде таблицы: Имя возраст Сколько лет в браке образование профессия хобби Екатерина* 45 25 среднее инженер фото Анатолий* 48 25 высшее экономист музыка Ирина** 45 22 среднее педагог садоводство Леонид** 49 22 высшее инженер ...

Межличностные и групповые конфликты
Во взаимодействии людей нередко приходится наблюдать ситуации, когда сталкиваются разные интересы, мнения, позиции. Вследствие этого возникает конфликтная ситуация, как правило, перерастающая в конфликт. Конфликты как предмет исследования привлекают не только психологов, но философов, социологов, юристов. Таким образом, можно говорить о ...

Профессиональная консультация
Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами - всемерное содействие побуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области делают попытку уйти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы профконсультации, когда подростка или юношу сначала консультир ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru