Младшее школьное детство. Особенности психологического здоровья детей в младшем школьном детстве
Если понимать психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом.[26, с.74]
Младший школьный возраст является критическим как с точки зрения психологии ("кризис семи лет"), так и с точки зрения медицины (возрастает риск возникновения психосоматической патологии и нервно-психических срывов). Объективная кризисная ситуация развития в этом возрасте сопровождается сложным комплексом собственных переживаний ребенка. Поэтому психологическое изучение условий, способствующих благоприятному или осложненному развитию эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста, представляет собой важную научную задачу. Для эмоционального благополучия ребенка младшего школьного возраста остается чрезвычайно важным, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Только (или почти только) семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье, разумеется, семья полноценная. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.
Эмоциональное благополучие, как и ровное и счастливое детство, возможно только в счастливом доме. Больше всего благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. [17, с.225]
Поступление в школу и начало учебы – серьезные моменты в жизни младшего школьника. У многих учеников интенсивность обучения провоцирует напряженность, утомляемость, неуверенность, неудовлетворенность. Остро переживаются детьми неудачи в школе. А причина (часто) – это отставание в развитии психических процессов, что может привести в дальнейшем к целому комплексу проблем, к психическим травмам, формированию отрицательных черт характера и т. п.
Наличие достаточно высокого процентного количества детей с высоким уровнем тревожности, связанной со страхами ситуации проверки знаний, самовыражения, несоответствия ожиданиям окружающих свидетельствует о тенденции нарушения «гармонии равновесия между ребенком и социумом». Следовательно, следует предполагать, что у учащихся будут возникать проблемы в психологическом, а в дальнейшем и в психическом здоровье, как состоянии благополучия.
Для ученика начальной школы главной фигурой социума, в который он попадает с началом обучения, является педагог. Это указывает на необходимость более пристального внимания не только к формированию педагогических функций и умений, но и личностным особенностям учителя. [20, с.97]
Один из наиболее перспективных путей оптимизации взаимоотношений учащихся и педагогов – это применение активных групповых (игровых) методов в работе.
Управление процессом группового принятия решений. Закономерности
структурной организации принятия группового решения.
В результате специальных исследований ученые выяснили, что процессы группового принятия решений организованы в общем виде на основе структурно-уровневого принципа и образуют определенную иерархию, включающую пять основных уровней: квазигрупповой, агрегативно-групповой, локально-групповой, интегративно-групповой, метагрупповой.[1] В осно ...
Попытка понимания происхождения сновидений
Прежде чем углубиться в исследование вопроса необходимо определить ряд понятий, с которыми мы будем часто встречаться в рамках данной работы.
Сновидения - это неотъемлемо значимое и ритмически повторяемая во время сна психическая активность человека, проявляющаяся как результат отражения совокупности ментальных, физиологических, биохим ...
Цели и методы психотерапии
Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно:
1) те ...