Особенности межличностных отношений детей с нарушениями интеллекта
Страница 3

Материалы » Диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих школьников с нарушением интеллекта » Особенности межличностных отношений детей с нарушениями интеллекта

Д. Н. Исаев отмечает, что у большинства подростков с нарушениями интеллекта имеется недостаточность эмоциональной чувствительности к психическим состояниям других лиц, недоразвитие эмпатии и, следовательно, беспомощность в межличностных отношениях, неспособность почувствовать душевное состояние другого человека, понять свое место в системе человеческих взаимоотношений. Отчасти этим Д. Н. Исаев объясняет их эмоциональные неадаптивные реакции и формы поведения[25].

В исследовании Л. И. Даргевичене (использовался «выбор товарища по парте» и «выбор в действии») Я. Л. Коломинский обнаружил, что в начальных классах вспомогательной школы по сравнению с такими же классами массовой школы категории «звезд» и «изолированных» «являются менее многочисленными, что свидетельствует о менее дифференцированных отношениях между детьми, об отсутствии более выраженной избирательности детей с нарушениями интеллекта к своим одноклассникам»[28].

В старших классах вспомогательной школы статусная структура уже почти аналогична структуре групп массовой школы. Особенностью, по данным В А. Вярянена, является большее число детей, попадающих в крайние статусные категории, особенно в категорию «изолированных». Среди детей с нарушениями интеллекта гораздо чаще, чем среди нормальных, встречаются дети, вообще не получившие выборов[28].

выводы по первой главе

Изучив различные источники литературы по вопросу особенностей межличностных отношений детей различных категорий (с нормальным слухом и интеллектом, с нарушениями слуха, с нарушениями интеллекта) можно сделать вывод, что у детей с нарушениями слуха и нарушениями интеллекта в межличностных отношениях есть схожие и отличительные черты.

К сходным можно отнести то, что и те и другие дети не достаточно глубоко понимают всю проблемность и сложность социальных отношений. У них происходит замедленное формирование социально зрелых межличностных отношений. У них примитивный и замедленный темп формирования социальной перцепции и рефлексии, и у тех и у других отмечается неадекватность самооценки.

Отличия в том, что у детей с нарушениями интеллекта нет многообразия и дифференциированности эмоций, им свойственна косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений. Дети подражают поведению сверстников, зависимы от общего настроения. У них недостаточно развита эмоциональная чувствительность, эмпатия, а следовательно они беспомощьны в межличностных отношениях. И самое главное отличие-необратимость дефекта.

Своеобразие общения детей с нарушениями слуха обусловлено объективными трудностями акта коммуникации, которые ведут к недостаточному обобщению и дифференциации социальных контактов. Особенности их межличностных отношений обусловлены задержкой темпа социализации. У таких детей слабо формируются положительные отношения к товарищам, отзывчивость, чуткость, внимательность, взаимопомощь. Но эти чувства формируются под руководством учителя.

Страницы: 1 2 3 

Познавательные психические процессы личности
Психология начала свое существование в качестве экспериментальной науки во второй половине XIX века, в лабораториях В. Вундта, Э. Титченера, Г.Ге льмгольца, Э. Вебера, Г. Фехнера, Г. Эббингауза и др. «патриархов», которые исследовали преимущественно отдельные «акты сознания» – познавательные психические процессы. Эксперименты этих учены ...

Проблемы исследования эмоциональных нарушений в психологии. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и её причины
Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. В литературе по психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфлик ...

Четвертый этап: анализ полученных результатов
Как проявляется в детстве цель? Через склонности и пристрастия. Ребенок тянется к какому-то определенному делу, а когда натолкнется на него, увлечен так, что за уши не оттянешь. Это дело становится его любовью – и страстью и радостью одновременно. Но в какой-то момент у ребенка может что-то не получиться. Как результат – приходит разоча ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru