Понятие, функции и виды конфликтов
Определений конфликта достаточно много, и поэтому можно самостоятельно рассмотреть различные толкования конфликта и попытаться критически к ним отнестись.
Альберт Хедоури: "Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Это ситуация, при которой каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне сделать тоже самое".
Стоит отметить, что, исходя из определения, пути решения конфликта - это согласование задач и целей, сторон, принимающих участие в конфликте.
Экономика и социология труда под редакцией Адамчук.
Конфликт - противоречие отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников.
В определении лишь косвенно отражена возможность разрешения конфликта через исправление тех самых противоречий в отношениях. Противоречия принимают формы конфликта, т.е. порождают социальные столкновения, если:
противоречия отражают взаимоисключающие позиции;
противоречия доступны для понимания
степень противоречий достаточно высока
Еще одно определение конфликта. "Конфликт - осознанная практическая деятельность его участников по преодолению противоречий позиций и целей". Из данного определения ясно, что:
а) конфликт есть процесс во времени
б) проявляется через деятельность участников
в) деятельность является осознанной
г) цель конфликта - преодоление противоречий [12; с.218].
"Конфликт - осознанное столкновение, противоборство людей или групп. Их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, отношений, ценностей, значимых для личностей или групп" [16; с.34].
Объединив все вышесказанное, можно дать синтезированное определение конфликта:
Конфликт - это различные виды противодействия, противоборства личностей или групп, по поводу рассогласованных, значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий. А составные части конфликта рассмотрены схематично (см. Приложение 1).
Конфликтная ситуация - ситуация, при которой имеются несогласованные интересы.
Конфликт - поведение лица, группы им организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт в результате действий одного лица по ограничению возможностей другого лица реализовывать свои интересы. Для ограничения другого лица в достижении его целей необходимо применить силу, в том или ином виде, например, физическую, юридическую, моральную.
Силовое взаимодействие - действие, связанное с ограничением другого участника в достижении его целей.
Таким образом, силовое воздействие, например, путем апеллирования к судебной системе, является непременной стороной конфликта.
Очень важно уметь не переводить конфликтную ситуацию в конфликт: силовое воздействие обычно связано с эмоциональными переживаниями. Эмоциональный настрой может начать поддерживаться автономно, переводя конфликт в самодостаточное состояние. Если же конфликтная ситуация уже успела перерасти в конфликт, то очень важно работать с эмоциональным настроем участников. Умение решать конфликты зависит от способности трансформировать взаимное представление участников из врагов в партнеров [27; с.122].
Конфликтная ситуация характеризуется интересами и позициями. Закрепощение на позициях, ввиду их жесткости, может препятствовать конструктивному решению проблем и стимулировать силовые подходы.
Интерес - желаемая цель, а позиция - формальное выражение интересов. Один и тот же интерес может быть выражен в разных позициях.
Интерес и позиция являются близкими, но разными понятиями: один и тот же интерес может быть оформлен в разных позициях. Кроме того, позиция имеет собственные интересы, заключающиеся, например, в ее защите и развитии [25; с.55].
Глоссарий
№ п/п
Новые понятия
Содержание
1
2
3
1
Авторитарность (автократичность)
Социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление к самостоятельности.
2
Депривация сенсорная
продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, реализуемое с эксперим ...
Влияние различных
видов деятельности на запоминание
Все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Экспериментально доказано что люди быстро заучивающие способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов в то время как медленно заучивающие помнят только 3. Если добавить к характеристике названных групп ещё и то, что быстро заучивающие ...
Методы и методики исследования
1. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханин).
Шкала разработана известным американским психологом Ч.Спилбергом и адаптирована отечественных условий Ю.А.Ханиным. Шкала предназначена для выявления состояния тревоги и тревожности как свойства личности. В основе шкалы – субъективная оценка человек ...

