Описание экспериментального исследования
Страница 1

Результаты исследования по определению стилей саморегуляции подростков см. в приложении 4.

Таблица 1

Количественные показатели выявления стилей саморегуляции испытуемых, % .№ =88; %

Шкала

Уровень показателей

Пл.

М.

Пр.

ОР.

Г.

С.

ОУ

Высокий

11,3

9,1

0

2,3

9,1

11,4

25,0

Средний

34,2

61,4

40,9

70,4

40,9

50

52,3

Низкий

54,5

29,5

59,1

27,3

50

38,6

22,7

Рис. 1. Уровни показателей выявления стилей саморегуляции.

В результате обследования выявилось, что шкала “Программирование”, диагностируя индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий при самом среднем показателе – 5 совпадений из 9, включила в себя всего 14 (40,9 %) человек испытуемых. Так как показатели не самые высокие, то можно говорить о частичной сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемой для субъекта успешности. Низкие показатели по шкале программирования, в данном случае это 52 человека (59,1 %), говорят о неумении и нежелании субъекта продумывать последовательность своих действий. Такие испытуемые предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуя путем проб и ошибок.

Средний уровень по шкале “Оценивание результатов” характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Таких испытуемых - 70,4 % - (7 совпадений из 9). Такие показатели по этой шкале свидетельствуют о средней развитости и адекватности самооценки, о частичной сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения результатов. Субъект адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. При низких показателях (27,3 %) по этой шкале испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей.

Шкала “Гибкость” диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, т.е. способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. Испытуемых с высокими показателями по шкале гибкости было 8 (9,1 %) человек. У них было 7 совпадений из 9. Эти показатели демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования, вносят коррекцию в регуляцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска. Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене обстановки и образа жизни. При трёх совпадениях самые низкие показатели у 44 (50 %) испытуемых. В таких условиях несмотря даже на сформированность процессов регуляции, они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценивать рассогласование полученных результатов с целью деятельности и вносить коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

Страницы: 1 2

Зависимость морально-психологического климата коллектива от особен-ностей личности и стиля деятель-ности руководителя. (на основе анализа литературы по теме исследования)
Организация коллектива – мощный рычаг управления, потому что он создаёт энергичную, эффективную и ответственную группу людей с большим потенциалом. Удачливые руководители вкладывают много сил и умений в попытки создать в коллективе такой климат, который благоприятствовал бы достижению результатов позволял бы наступать на проблемы и осущ ...

Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
Как уже было отмечено выше, психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. Психологические исследования детей показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют ...

Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания
Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания. 1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.). 2. Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строк ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru