Описание экспериментального исследования
Страница 2

При диагностике индивидуальной развитости представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности, что относится к шкале «Моделирование» выявилось следующее: самый высокий показатель у восьми испытуемых – 8 совпадений из 9. Таких испытуемых 9,1 %. Такие испытуемые способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие испытуемые способны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У испытуемых с низкими показателями по шкале, а таких 16 человек (29,5 %) – всего 2 совпадения, что говорит о слабой сформированности процессов моделирования. Это приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

В результате обследования выявилось, что в шкале «Планирование» самым высоким показателем было 7 (10 подростков попадали под эту шкалу). Это 11,3 % испытуемых. Исходя из того, что это не наивысший показатель, то можно констатировать, что у подростков, набравших по этой шкале наибольшее число совпадений, сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы их в этом случае реалистичны, детализированы, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются ими самостоятельно. Самые низкие показатели у четверых подростков (1 совпадение) и у сорока четырёх подростков всего 2 совпадения. Всего 20 совпадений с низким показателем (54,5 %) Это свидетельствует о том, что у таких подростков потребность в планировании развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает выдвинута, планирование не действенно, малореалистично. Эти испытуемые предпочитают не задумываться о своём будущем, цели выдвигаются ситуативно и обычно несамостоятельно.

Шкала “Самостоятельность” характеризует развитость регуляторной автономности. Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Всего 7 совпадений было у 10 (11,4 %) человек, что явилось самым высоким показателем по данной шкале. 34 (38,6;) испытуемых имели 3 совпадения, что свидетельствовало о низких показателях. Такие подростки зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие испытуемые часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои. Средний уровень – 50 % свидетельствует о частичной сформированности регулировать своё поведение.

Так как опросник в целом работает как единая шкала “Общий уровень саморегуляции, то он характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Для испытуемых с высокими показателями общего уровня саморегуляции, а таковых всего 22 (25 %) человек, характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Такие испытуемые самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. У испытуемых с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей, у таких испытуемых снижена по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности. Испытуемых с низкими показателями общего уровня саморегуляции - 20 человек (22,7 %).

Страницы: 1 2 

Конфликт как один из факторов несовместимости.
Во взаимоотношении летчиков можно встретить случаи обострения противоречий, которые существенно сказываются на самочувствии отдельных военнослужащих и деятельности летного экипажа в целом. Подобные противоречия называются конфликтами. Конфликт означает противоборство между летчиками, которые защищают свои интересы, отстаивают свои взг ...

Сплоченность, как один из факторов совместимости.
Сплоченность летного экипажа как показатель отношений, является одним из важнейших факторов, определяющих характер взаимодействия в летном экипаже. Наряду с этим сплоченность – это результат оптимальной совместимости членов экипажа и условие эффективности групповой работы. Сплоченность, как устойчивость структуры группы, ее способность ...

Психологическая совместимость и сработанность как фактор эффективности труда.
Для регулирования социально-психологических процессов, протекающих в летном экипаже, так важно исследование совместимости и сработанности. Совместимость и сработанность можно рассматривать, как результат согласованности, гармонии личностных и субъективных характеристик летчиков по совместной деятельности и общению [20]. Совместимость, к ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru