Рациональные приемы запоминания
Страница 1

Быстрое и рациональное восприятие текста требует развития внимания, умения сосредоточиваться при чтении, но обсуждение данных вопросов не входит в круг стоящих перед нами в данный момент задач. Мы будем говорить о развитии памяти и рациональных приемах запоминания и припоминания.

Еще раз повторим, что память — способность сохранять и воспроизводить в сознании в нужный момент ранее заложенную информацию. Она является базой всех наших знаний. Память поэтапно складывается из трех процессов: восприятия, запоминания и припоминания.

Восприятие — это непосредственное чувственное отражение действительности, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Качество восприятия зависит от внимания. Вниманием обусловлен и объем воспринимаемой информации и характер восприятия.

Нас в данном случае интересует прежде всего восприятие графической и текстовой информации. Успех здесь зависит от многих причин и обстоятельств (внимание, обстановка, освещение, шрифт и др.).

Но

есть три главных принципа восприятия, от которых зависит успех запоминания:

= всестороннее использование органов чувств;

= выраженный интерес к данной информации;

= разделение существенного и несущественного.

Информация запоминается лучше, если читатель не только видит, но и образно представляет ее, с эмоциональным подъемом прочитывает текст, когда создается определенный положительный эмоциональный настрой. Нужно убедить себя в том, что данная информация необходима и ее обязательно следует запомнить. Нужно довести себя до такого состояния, чтобы формулу: «Ты должен!» заменить формулой: «Я хочу!».

Наконец, нужно научиться различать в тексте главную информацию и видеть второстепенную. Кстати, для оптимизации процесса запоминания и во внешней обстановке должны быть созданы оптимальные условия для умственной работы.

Запоминание — откладывание и закрепление информации в памяти. Не все, что воспринимают органы чувств, осознается человеком. Большая часть атакующей нас ежедневно и повсеместно информации тут же исчезает, забывается. Она не фиксируется, не обрабатывается и не запоминается.

Полученная при чтении информация закрепляется в памяти различными приемами. Остановимся на некоторых наиболее распространенных.

1. Многократное повторение. При чтении это механическое перечитывание текста с целью полного или частичного заучивания его наизусть. В школе это, к сожалению, самый распространенный метод, Недаром бытует термин: «Выучи!». Этот, на первый взгляд, самый легкий метод запоминания является и самым нерациональным и неэффективным. Мы не отрицаем повторение как метод запоминания, но оно должно быть осмысленным, и каждый раз надо менять формы повторения.

Хороший результат дает целенаправленное четырехразовое «чтение» трудного текста по формуле ОВОД. Она получила свое название по начальным буквам:

О — основные мысли; текст читается с целью уяснения основных мыслей в их взаимосвязи, при этом рекомендуется подчеркивать или выписывать основные мысли;

В — внимательное чтение; вторичное чтение с целью сосредоточения внимания на деталях, подробностях и установления их связи с основными мыслями;

О — обзор; это просмотр текста в обратном порядке с целью уточнения смысловых связей, своего рода «обозрение» прочитанного;

Д — доводка; окончательная смысловая обработка информации, выделение и повторение в уме главных мыслей; пересказ содержания; суждения по тексту; оценка высказанных мыслей; краткая запись основных выводов, не заглядывая в текст.

2. Большое значение при запоминании имеет эмоциональное возбуждение (повышенный интерес, радость познания и др.). Особенно это замечается при чтении художественной литературы. В научном или публицистическом тексте такая функция выполняется строгой логичностью и стилем изложения, новизной мысли, иллюстрациями, графическими изображениями и др.

3. Логическая обработка информации. Мыслительная активность читателя - один из важнейших факторов закрепления и запоминания на длительное время полученной информация. Наиболее эффективные приемы смысловой обработки информации следующие:

а) простое продумывание прочитанного сразу после прочтения, лучше с закрытыми глазами; важность этого приема подтверждается тем фактом, что в первые секунды после прочтения теряется до 80 процентов только что воспринятой информации, если она сразу же не закрепляется мыслительной активностью;

б) деление текста на главные смысловые группы; эта операция выполняется после прочтения всего текста, всей части, главы;

Страницы: 1 2 3

Предконфликтная ситуация.
Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Это положение дел накануне конфликта. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряж ...

Типология кризисов личности
В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что при исследовании одного и того же психологического явления используются разные термины. Как синонимы употребляются понятия «возрастные кризисы» и «кризисы психического развития». Эт ...

Цвет в жизни человека. Цветовая символика и психодиагностика
Современную цветовую психодиагностику обычно критикуют за отсутствие удовлетворительных научных теорий, лежащих в основе той или иной конкретной методики, и одновременно за то, что интерпретации, предлагаемые этими методиками, сильно напоминают "астрологическо-кофейное" мировосприятие. Прежде всего, это касается, безусловно, н ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru