Рациональные приемы запоминания
Страница 2

в) сортировка информации на главную и второстепенную, выделение того, что надо взять «на вооружение»; умение видеть «красную нить» повествования;

г) выделение аргументации, примеров, фактов и оценка их;

д) оценочные мыслительные операции — суждения о прочитанном, определение своей позиции (согласие или несогласие с автором), дискуссии по прочитанному с товарищами, устное изложение основного содержания прочитанной книги или статьи со своей оценкой;

ж) конспектирование — изложение в письменной форме результатов вышеизложенной устной и мыслительной обработки информации.

4. Ассоциативные связи. Это такие связи, когда одно представление, появившееся в сознании, вызывает в памяти другое. Информация запоминается лучше, если она связывается с теми представлениями, мыслями, которые были восприняты ранее и стали уже жизненным опытом. Ассоциативные связи появляются в результате сопоставления по внешнему сходству или по противоположности, по каким-либо случайным сравнениям (запаху, форме, цвету, по повадкам, особому значению и др.).

Следует научиться полнее осмысливать образную речь в тексте. Это поможет быстрее и полнее усвоить информацию.

В установлении ассоциативных связей важную роль играют структурные особенности текста. Детали запоминаются легче в предложении, чем простым перечислением. Как, например, запомнить цвета радуги в том порядке, как они действительно расположены?

Можно просто выучить: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. На это потребуется много времени, многократное повторение. Легче они запоминаются в предложении

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

А если это выражение еще зарифмовано, то оно тем легче запоминается:

Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь.

Иногда для запоминания пользуются так называемыми ассоциативными словами. С их помощью легко запоминается все то, что не имеет логической связи — разрозненные факты, имена, цифры.

Проиллюстрируем данный метод следующим примером. Предлагается прочно заучить десять любых ключевых слов: «вы должны их знать со своими порядковыми номерами как таблицу умножения». Для запоминания каждое слово следует связать с красочным образом, придумать для каждого слова краткую, легко запоминающуюся легенду в одной фразе. Например, для слов:

1. Сор…, 2. Ракета ., 3. Море .

= Книга сор

из избы выметает.

= Перо летит как ракета.

= Бумага высушила море .

В каждом случае следует создавать свои собственные ассоциации. Чем образнее они (в том числе и парадоксальнее), тем лучше запоминаются.

Итак, все рассмотренные приемы позволяют более эффективно зафиксировать в памяти нужную информацию.

Надо всегда помнить, что любая информация имеет смысл, форму и ассоциации.

Поэтому при чтении следует сосредоточить внимание в первую очередь на содержании, обратить внимание на форму и установить соответствующие ассоциативные связи.

Залог запоминания — понимание прочитанного. Нужно добиваться осмысленного запоминания, оно во много раз продуктивнее механического. Только в этом случае запоминание будет эффективным, позволит закрепить информацию в кладовых долговременной памяти.

Запоминание взрослым человеком характеризуется в среднем следующими данными: с одного показа запоминается 6 односложных слов (50 бит) или 7 букв (33 бита), или 9 двузначных цифр (9 бит). В предложении количество запоминаемых букв и слов резко возрастает, ибо запоминаются фактически не буквы и слова, а смысл, выраженный в предложении.

Однако возможности мозга перерабатывать информацию практически не ограничены. Мозг выполняет 1020 операций в секунду! Столько информации даже при наибольшем уплотнении ее (при ускоренном чтении) практически никогда не поступает в мозг.

Припоминание. Как часто мы слышим: «Я знаю, но сейчас не помню». «Совсем забыл». «Выпало из головы». «Подождите немного, я вспомню». Это те случаи, когда восприятие информации было, информация накоплена в памяти, а выхода ее нет, нет припоминания. А такая информация, которая не припоминается в нужный момент, бесполезна, она не может быть использована в жизненной практике.

Для закрепления информации в долговременной памяти нужен так называемый критический срок. Он специфичен для каждого человека и различен при разных обстоятельствах.

В процессе обработки информация не только запоминается, но и приводится в какой-то определенный порядок, как бы раскладывается по полочкам, чем обеспечивается лучшее припоминание

Страницы: 1 2 3

Развитие теории и практики управления
Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые представители человечества, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных, весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины. Се ...

Общие представления о шизофрении. История развития представлений о шизофрении
Начиная с ХIХ века предпринимались попытки выделить шизофрению из ряда психических расстройств, связанных с нарушениями когнитивных функций у пациента. Поскольку клинические проявления этого заболевания весьма разнообразны, дать точное определение этого заболевания, генетически его изучить и обеспечить объективную диагностику представля ...

Приложения
Приложение 1 Приложение 2 СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА ПРИ ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ. В технике, обеспечивающей создание благоприятного психологического климата, очень важное место отводится доверительному взаимопониманию, которое в деловом общении создается выполнением следующих поведенческих действий. 1. Сокращайте физиче ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru