Рациональные приемы запоминания
Страница 2

в) сортировка информации на главную и второстепенную, выделение того, что надо взять «на вооружение»; умение видеть «красную нить» повествования;

г) выделение аргументации, примеров, фактов и оценка их;

д) оценочные мыслительные операции — суждения о прочитанном, определение своей позиции (согласие или несогласие с автором), дискуссии по прочитанному с товарищами, устное изложение основного содержания прочитанной книги или статьи со своей оценкой;

ж) конспектирование — изложение в письменной форме результатов вышеизложенной устной и мыслительной обработки информации.

4. Ассоциативные связи. Это такие связи, когда одно представление, появившееся в сознании, вызывает в памяти другое. Информация запоминается лучше, если она связывается с теми представлениями, мыслями, которые были восприняты ранее и стали уже жизненным опытом. Ассоциативные связи появляются в результате сопоставления по внешнему сходству или по противоположности, по каким-либо случайным сравнениям (запаху, форме, цвету, по повадкам, особому значению и др.).

Следует научиться полнее осмысливать образную речь в тексте. Это поможет быстрее и полнее усвоить информацию.

В установлении ассоциативных связей важную роль играют структурные особенности текста. Детали запоминаются легче в предложении, чем простым перечислением. Как, например, запомнить цвета радуги в том порядке, как они действительно расположены?

Можно просто выучить: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. На это потребуется много времени, многократное повторение. Легче они запоминаются в предложении

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

А если это выражение еще зарифмовано, то оно тем легче запоминается:

Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь.

Иногда для запоминания пользуются так называемыми ассоциативными словами. С их помощью легко запоминается все то, что не имеет логической связи — разрозненные факты, имена, цифры.

Проиллюстрируем данный метод следующим примером. Предлагается прочно заучить десять любых ключевых слов: «вы должны их знать со своими порядковыми номерами как таблицу умножения». Для запоминания каждое слово следует связать с красочным образом, придумать для каждого слова краткую, легко запоминающуюся легенду в одной фразе. Например, для слов:

1. Сор…, 2. Ракета ., 3. Море .

= Книга сор

из избы выметает.

= Перо летит как ракета.

= Бумага высушила море .

В каждом случае следует создавать свои собственные ассоциации. Чем образнее они (в том числе и парадоксальнее), тем лучше запоминаются.

Итак, все рассмотренные приемы позволяют более эффективно зафиксировать в памяти нужную информацию.

Надо всегда помнить, что любая информация имеет смысл, форму и ассоциации.

Поэтому при чтении следует сосредоточить внимание в первую очередь на содержании, обратить внимание на форму и установить соответствующие ассоциативные связи.

Залог запоминания — понимание прочитанного. Нужно добиваться осмысленного запоминания, оно во много раз продуктивнее механического. Только в этом случае запоминание будет эффективным, позволит закрепить информацию в кладовых долговременной памяти.

Запоминание взрослым человеком характеризуется в среднем следующими данными: с одного показа запоминается 6 односложных слов (50 бит) или 7 букв (33 бита), или 9 двузначных цифр (9 бит). В предложении количество запоминаемых букв и слов резко возрастает, ибо запоминаются фактически не буквы и слова, а смысл, выраженный в предложении.

Однако возможности мозга перерабатывать информацию практически не ограничены. Мозг выполняет 1020 операций в секунду! Столько информации даже при наибольшем уплотнении ее (при ускоренном чтении) практически никогда не поступает в мозг.

Припоминание. Как часто мы слышим: «Я знаю, но сейчас не помню». «Совсем забыл». «Выпало из головы». «Подождите немного, я вспомню». Это те случаи, когда восприятие информации было, информация накоплена в памяти, а выхода ее нет, нет припоминания. А такая информация, которая не припоминается в нужный момент, бесполезна, она не может быть использована в жизненной практике.

Для закрепления информации в долговременной памяти нужен так называемый критический срок. Он специфичен для каждого человека и различен при разных обстоятельствах.

В процессе обработки информация не только запоминается, но и приводится в какой-то определенный порядок, как бы раскладывается по полочкам, чем обеспечивается лучшее припоминание

Страницы: 1 2 3

Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное воспитание ребёнок ...

Влияние коммуникативного контекста на организацию речи
В изучении дискурса большое значение имеет исследование влияния коммуникативного контекста на организацию речи, психологические процессы, связанные с ее подготовкой и планированием. Эта линия исследований реализуется В.А. Цепцовым. С позиций разрабатываемого подхода коммуникативные переменные столь же важны для понимания речевых процесс ...

Функциональные звенья процесса саморегуляции
Модель функциональных звеньев процесса саморегуляции была разработана О.А. Конопкиным на основе анализа видов реальной деятельности - учебной (школа, ПТУ, вуз), производственно-трудовой, спортивной. Им были выделены следующие функциональные звенья, реализующие полноценный процесс саморегуляции [28] . Таковыми являются: Принятая субъек ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru