Обзор исследований застенчивости
Психологи, психиатры, социологи и иные специалисты пытались разобраться в сложном понятии “застенчивость”.
Исследователи личностных черт убеждены, что застенчивость представляет собой передаваемую по наследству индивидуальную особенность, как, например, уровень интеллекта или рост. Человеческая личность представляет собой совокупность неких основных черт, которые можно выявить путем математического анализа ответов человека на соответствующий опросник. Каждой личностной черте дается оценка в баллах. Эти количественные оценки коррелируют таким образом, что можно выделить комплексы черт – “синдромы”. Затем проводится их сравнение у родителей и детей, чтобы выяснить, является ли черта “наследственной”. Рожденные застенчивыми, эти люди обречены всю жизнь ожидать, когда их застенчивость “естественным образом смягчится”.
Бихевиористы полагают, что застенчивые люди просто не овладели определенными социальными навыками, необходимыми для эффективного общения. Бихевиористы убеждены, что так или иначе каждый из нас представляет собой продукт того, чему он научился. Мы усваиваем те действия, которые вознаграждаются, и воздерживаемся от тех, которые влекут негативные последствия. За счет такого преобразования внешней среды, когда вознаграждается лишь “желательное” поведение. Согласно бихевиористской концепции, застенчивость может сформироваться у ребенка в результате его попыток занять достойное место в том мире, где главенствуют взрослые. Интересно, что пассивность, свойственная застенчивому человеку, может стать шаблоном поведения вследствие воздействия телевидения. Так, молодое поколение, взращенное телевидением, привыкает к тому, что все действия за них предпринимают герои популярных телесериалов.
Психоаналитики утверждают, что застенчивость – симптом, внешнее проявление глубинного бессознательного конфликта. Психоаналитики оперируют сценариями столкновений внутренних сил в терминах механизмов защиты, агрессии, перегруппировки сил, скрытой “партизанской” войны, двойных агентов и секретных шифров. Фрейд – основатель психоанализа психические расстройства рассматривал как дисгармонию между Ид (Оно), Эго (Я) и Супер – Эго (Сверх - Я) – тремя основными компонентами личности. В этих терминах застенчивость расценивается как некоторый симптом.
Социологи и некоторые специалисты по детской психологии считают, что застенчивость следует рассматривать в терминах социального программирования: условия социальной среды многих из нас делают застенчивыми. Корни застенчивости следует искать в экологии социального Я. Социальные психологи предполагают, что застенчивость начинается с навешивания ярлыка. “Я застенчив, потому что считаю себя застенчивым или потому, что другие меня таким считают”. Ярлык – удобное резюме житейского опыта: “Она нерешительна”, “Они невыносимы”, “Я гадкий мальчишка”. Ярлыки определяются системой ценностей того, кто их вешает, а не объективной информацией. Они звучат как окончательный приговор, который обжалованью не подлежит. Но ведь каждое событие неоднозначно, и оценить его можно по-разному. Оценка – результат интерпретации. Каждый человек сам решает, как ему интерпретировать. Но никто не может быть уверен, что его оценка происшедшего правильна и иной не может быть.
Напряжённость в отношениях между юношами и родителями
Что бы понять, в чём кроется суть конфликта нужно в первую очередь разобраться, чем отличаются юноши от взрослых.
Непонимание, возникающее между детьми и родителями, часто можно объяснить различиями в их типах личности. Можно привести типичные различия между юношами и людьми средних лет.
Поколение среднего возраста
Молодое покол ...
Психологические защиты личности. Концепция психологической защиты личности
Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное. Содержание бессознательного составляют врожденные инстинкты. По З.Фрейду, таких инстинктов два: сексуальный ("эрос" или либидо) и агрессия, страсть к разрушению ("танатос"). Кроме этого, в содержание бессознательного входят желания, а ...
Лингвистическая картина психического облика человека.
В языковой картине человек предстает как существо, противопоставляемое животным, и прежде всего качественно отличное от них по таким признакам (психическим функциям), как мышление. мораль, воля, речь. Бытие человека включает в себя материальную часть (тело) и нематериальную (душу). При этом в семантическом окружении слова "душа&qu ...

