Типология систем ценностных ориентаций личности в философии и психологии
Страница 1

Материалы » Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов реагирования в конфликтах у руководящих работников » Типология систем ценностных ориентаций личности в философии и психологии

В философии и психологии к настоящему времени предложено множество классификационных схем личностных и общественных ценностей. Приведем наиболее известные из них.

Автор

Основание классификации

Ценности

Н.А. Бердяев

Ценность как объект направленности человека

Духовные,

социальные,

материальные

В.П. Тугаринов

Сфера проявления ценностей

духовные (образование, наука, искусство), общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость)

материальные (техника и материальные блага, могущие стимулировать индивидуально-психическое развитие в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями)

Д.А. Леонтьев

Форма существования ценности

общественные идеалы

предметные ценности

личностные ценности

Д.А. Леонтьев

"блоки"терминальных и инструментальных ценностей (в оппозиции друг к другу)

Терминальные ценности

а) конкретные жизненные ценности (здоровье, работа) и абстрактные (развитие, свобода);

б) ценности профессиональной самореализации и ценности личной жизни;

в) индивидуальные ценности и ценности межличностных отношений

г) активные ценности (интересная работа) и пассивные ценности (красота природы)

2. Терминальные ценности

а) этические ценности (честность) -ценности межличностного общения (воспитанность) - ценности профессиональной самореализации (ответственность);

б) индивидуалистические ценности (независимость) - конформистские ценности (ответственность) - альтруистические ценности (терпимость);

в) ценности самоутверждения (высокие запросы) - ценности принятия других (терпимость);

г) интеллектуальные ценности (образованность) - ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность).

Э. Шпрангер

Доминирующая ценность, определяющаяся направленность личности (доминирующая ценность в связи с типом личности)

Поиск истины (теоретический человек)

Полезные и практические ценности (экономический человек)

Стиль и гармония (эстетический человек)

Любовь (социальный человек)

Личная власть, влияние, известность (политический человек)

Поиск смысла жизни как высшей духовной силы (религиозный человек)

Ш. Шварц, У. Билски

Мотивационная тенденция, определяемая ценностью

Ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) - ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция)

Ценности самоопределения (благополучие группы и человечества в целом) -ценности самовозвышения (власть, достижения, гедонизм)

М. Рокич

Функциональное значение ценностей (ценности-цели, ценности-средства)

1) терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться)

2) инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действия является с личной точки зрения предпочтительным в любой ситуации)

В. Момов

Место ценности в жизнедеятельности личности

1) ценности целевые (или мыслимые, желаемые или возможные):

а) ценности-цели

б) ценности-идеалы

в) ценности-желания

г) ценности должного (нормативные ценности)

2) ценности существующие (наличные, актуальные)

А. Маслоу

Уровень личностного бытия

1) ценности бытия (Б-ценности, "ценности развития") - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, справедливость и др.)

2) дефициентные ценности (Д-ценности, "регрессионные") - низшие ценности, ори ентированные на удовлетворение какой-либо фрустрированной потребности (мир, покой, сон, зависимость, безопасность и т.д.)

В. Франкл

Ценности как смысловые универсалии

1) ценности творчества, позволяющие человеку осознать, что он дает обществу

2) ценности переживания, позволяющие человеку осознать, что он берет от общества

3) ценности отношения, позволяющие человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь:

а) осмысленное отношение к боли

б) осмысленное отношение к вине

в) осмысленное отношение к смерти

Э. Фромм

1) официально признанные осознаваемые (религиозные и гуманистические)

2) действительные, бессознательные (порожденные социальной системой, являющиеся непосредственными мотивами человеческого поведения)

Страницы: 1 2

Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы
Ребенок клиента – дочь Лиза находится в трудном для любого ребенка возрасте семи лет. В этом возрасте большинство детей переживают так называемый «кризис семи лет». Кризис семи лет – это непростой период в жизни ребенка и его родителей. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появле ...

Информационный контроль
Человеческое сознание не может нормально функционировать без информации. Управляя потоком информации и способностью его обрабатывать, культы не позволяют людям здраво судить о собственной жизни или действиях группы. Информационный контроль начинается в момент вербовки, когда культы скрывают или искажают информацию, чтобы привлечь людей ...

Совладание с жизненными трудностями
Совладание с жизненными трудностями — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют стратегии совладания с жизненными трудностями, которые используются в р ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru