Экспресс-исследование развития памяти
Как уже отмечалось выше, хорошая память редко дается от рождения, чаще она – результат упорных занятий и тренировок. Однако в профессиональные училища (которые в наше время принято более благозвучно именовать колледжами или техническими лицеями) приходят обычно как раз недостаточно тренированные в этом отношении молодые люди (потому и приходят, что не проявили достаточных способностей или усердия для поступления в высшее учебное заведение). И в этом случае работа над развитием памяти студентов может стать для них побудительным толчком, стартовой площадкой для дальнейшего систематического образования, профессиональной карьеры. Потому в следующем разделе данной работы будут приведены конкретные приемы, направленные на развитие навыков восприятия и рационального запоминания информации, представленной в текстовой форме.
В процессе подготовки настоящей работы было проведено экспресс-тестирование студентов I курса Кемеровского архитектурно-строительного техникума по специальности «Дорожное строительство».
Студентам было предложено проверить свою память по методике, предложенной В.Вормсбехером и Д.Кабиным. В результате случайной выборки 5 человек (из 2 групп), получено:
= Воспроизведение текста, воспринятого на слух составило от 50 до 70% (соответственно 50, 70, 70, 80,70). Это демонстрирует достаточно хорошее развитие слуховой памяти.
= Воспроизведение зрительно воспринятого текста – разброс от 25 до 80% (соответственно 50, 25, 35, 80,80). Можно предположить, что у студентов, показавших наиболее низкие результаты, даже после 9 лет обучения в общеобразовательной школе, существуют проблемы с распознаванием текста, проще говоря – не развиты навыки чтения.
= Зрительное восприятие текста в сочетании с пространственным расположением – от 45 до 100% (45, 10, 90,100, 100).
= Логическое восприятие текста – от 0 до 12%. Следует отметить, что этот пункт тестирования с первого раза «не одолел» ни один – материал, предлагаемый для школьников старших классов, студенты I курса просто не поняли, - половина употребленных в нем понятий была им либо не знакома, либо очень мало знакома. Для повторного проведения этого пункта исследования пришлось моделировать другой текст, лексически более адаптированный.
В результате был выявлен достаточно большой разброс – от 80-100%% использования возможностей различных видов памяти - до крайне низких пределов. Из этого следует неизбежный вывод – современные студенты средних специальных учебных заведений крайне нуждаются в квалифицированной помощи по развитию вербальной и символьной памяти.
Ситуативные методы влияния
Существуют вспомогательные методы опосредованного влияния, которые, по сути, позволят, как можно больше расположить человека к тому, что происходит, сделать его более восприимчивым к тому, что хотят предложить.
Повлиять на поведение и изменить или сформировать стереотипы (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следую ...
Практическая часть
В исследовании приняло участие 48 учащихся (32 девушки и 16 юношей) 10-ых классов школы 98. В результате обработки 2 анкеты были отнесены к разряду неинформационных. Среди всех учащихся считают себя застенчивыми 18 человек (39%), 26 человек (57%) считают себя незастенчивыми, 2 человека (4%) затруднились ответить на этот вопрос.
Из всех ...
Анализ результатов исследования
Результаты диагностического исследования по выявлению особенностей реагирования в конфликтной ситуации см. в Приложении 6.
В результате исследования выявилось, что в двух группах студентов 8 человек склонны к соперничеству, предпочитая обострять конфликтные ситуации; 14 подростков склонны к сотрудничеству, 16 подросток в группах стремя ...