Диагностические особенности процесса рисования пальцамиСтраница 1
Затраченное время можно разделить на три значимых элемента:
1. продолжительность реакции до начала рисования,
2. паузы во время рисования,
3. общее время, затраченное на произведение каждого отдельного продукта и всех рисунков.
Продолжительность первой реакции. Она также может служить показателем относительной массы «вовлечённой» или «дистанционной» тенденцией. Некоторые субъекты сразу же приступают к занятию, другие приходят в замешательство, колеблются, сомневаются. Особенно длительная продолжительность реакции может свидетельствовать о преждевременной тревоге, связанной с реакциями на влагу и грязь.
Паузы во время рисования. Они могут быть связаны с неожиданными эмоциональными эффектами, возникшими из-за цветовых сочетаний или размера рисунка, вызывающих страх или тревогу. Столкнувшись с новым
цветовым сочетанием, которое, так или иначе, становится для него значимым, субъект может вербально или мимически выразить свой ужас или отвращение.
Общее время. Общее время рисования отражает то, в какой степени субъект позволяет себе быть вовлечённым в процесс. Некоторые испытуемые не способны отделить себя от ситуации рисования либо потому, что получают через него облегчение, либо из стремления к совершенству. Некоторые продолжают рисовать, пока бумага не начнёт рваться.
Использование пространства и местоположения
При рисовании пальцем большинство индивидов ограничивают себя пределами бумаги и стремятся занять большую часть листа. По этой причине отклонения в использовании бумаги становятся значительными для интерпретации. Обычно наблюдаются два основных вида отклонений. Их можно определить как «экспансия» и «ограничение».
Экспансия. Некоторые индивиды выходят за пределы бумаги и рисуют на поверхности стола. Человек с таким поведением может иногда выражать свою экспансивность по-другому. Хотя он и будет в своей работе придерживаться границ бумаги, организация его рисунка будет подразумевать экспансию. Например, это может быть жирная линия, проведённая через весь лист, без начала и конца. Такая экспансивность при рисовании пальцами может говорить об отрицательно эмоциональных неконтролируемых реакциях.
Отмечают, что дети, попадающие под определение экспансивных при рисовании пальцами, страдают несдержанностью или сверхагрессивностью.
Ограничение. Эта категория субъектов использует очень малую часть листа. Субъект, отказывающийся использовать своё пространство, предоставляет доказательства своей сдержанности и замкнутости, особенно когда рисунок расположен на самых углах листа или как бы подвешен в пространстве. В таких случаях предполагается, что эта реакция связана с тревожностью.
Цвет
Значения цветов схожи во многих проективных методиках. Цвета – это прямое выражение наших эмоций.
Светотени
Мазки
Под «мазками» имеются в виду окончательные продукты движения на поверхности рисунка. Значение мазков при рисовании пальцами близко к значению линий при рисовании карандашами. При рисовании пальцами мазки являются более прямым выражением внутренней динамики субъекта, потому что они являются прямым продолжением движений тела, и нет никакого инструмента – посредника, который бы тормозил момент экспрессии.
При интерпретации мазков внимание должно быть сфокусировано на повторяющихся особенностях, а не на каких-либо отдельных примерах. Более того, мазки можно понять только через их общую конфигурацию. Значение мазка определяется его связью с другими мазками. В самом общем интерпретационном значении можно сказать, что характер мазков определяется степенью эмоционального контроля. Грубо можно выделить следующие атрибуты мазков по четырём основным категориям:
Экспериментальное исследование конфликтного поведения
подростков. Методы диагностики конфликтного
поведения подросткового возраста
В первой главе мы теоретически обосновали важность влияния конфликтного поведения на развитие личности подростков. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить существующую взаимосвязь между самооценкой и конфликтным поведением подростков. Конфликтность ...
Основные аспекты изучения конфликтного поведения у
подростков. Психологическая
характеристика развития в подростковом возрасте
Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности — это критический, переломный, переходный возраст, возраст перемен, возраст полового созревания. Его хронологические границы совпадают с обучением детей в 6-9 классах современной школы: от 11-12 до 15-16 лет.
Существует множество фундаменталь ...
Классификация методов психотерапии и особенности их использования для детей,
подростков, пожилых
3 психотерапевтических направления: 1) динамическое; 2) поведенческое (бихевиористское); 3) гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое).
Общим для перечисленных направлений является их ориентация на личность и личностные изменения, а не тот или иной симптом болезни. Так, к динамическому (психодинамическому) направлению относятся ...