Зависимость морально-психологического климата коллектива от особен-ностей
личности и стиля деятель-ности руководителя. (на
основе анализа литературы по теме исследования)Страница 7
- Наличие практического ума, т.е. умение распределять обязанности с учётом индивидуальных способностей, быстрая ориентировка в ситуации, среди людей, постоянный учёт настроения коллектива, способность учитывать особенности взаимоотношений в коллективе, выступать их регулятором
- Психологический такт, т.е. умение быстро найти нужный тон, форму общения, чуткость, простота обращения, естественность поведения
- Умение слушать; ясно, чётко, содержательно, доходчиво говорить
- Порядочность
- Подлинный авторитет, имеющий и неформальное влияние.
Рассматривая критерии эффективности коллектива, американский психолог М. Шоу в 1971 году предложил учитывать следующие параметры личности руководителя: биографические характеристики, способности, черты личности. Среди последних, оказывающих наибольшее влияние на морально – психологическую обстановку в коллективе, выделяются: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надёжность в выполнении задания, независимость, общительность.
Речь идёт о доминантности как стремлении руководителя влиять на подчинённых. Иными словами, влияние руководителя, основывающееся на средствах социального, формально организованного характера, должно обязательно подпитываться влиянием, имеющим своей опорой систему психологических неформально – организационных связей. Его влияние должно находить внутренний отклик у подчинённых.
А что значит для подчинённых уверенный в себе руководитель? Да прежде всего, то что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая прикроет. При таком руководителе легче думать о завтрашнем дне.
Говоря об эмоциональной уравновешенности, следует подчеркнуть два момента: необходимость контроля со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями и поиск им средств эмоциональной разрядки. Руководителя постоянно окружают люди. И со всеми из них, независимо от настроения и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые отношения. к тому же, эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах со всеми негативными для морально – психологического климата последствиями. С эмоциональной уравновешенностью довольно тесно соседствует стрессоустойчивость личности.
Креативность является одним из ведущих параметров в структуре организаторской направленности руководителя и характеризует связь организаторской направленности с организаторскими способностями. Креативность в переводе с английского языка означает «творческость, способности к творческому решению задач». Не6обходимость выделения данного параметра обусловлена единым источником развития этих двух важнейших свойств личности руководителя – потребностями и интересами к организаторской работе.
Говоря об ответственности и надёжности в исполнении задач руководителем, следует отметить, что в повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с дефицитом этих человеческих качеств. Между тем, когда – то в России ответственность и надёжность предпринимателей были их визитными карточками. Под честное слово заключались сделки, и не дай, Бог, было нарушить взятое обязательство: провинившегося ждали большие неприятности, с ним просто переставали иметь дело.
Психологический конфликт: его сущность и формы
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Классификация конфликтов. Все конфл ...
Диагностика личности ребенка
Для проведения диагностики личности ребенка нами был выбран психологический тест «Несуществующее животное».
Метод исследования личности с помощью теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Чтобы зафиксировать состояния психики используется исследование моторики.
Если движение, по какой-то причине не осущес ...
Комплексная диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих
детей с нарушениями интеллекта. Диагностика качества
межличностных отношений слабослышащих подростков с сохранным и нарушенн
Авторами была проведена диагностика качества межличностных отношений слабослышащих подростков, обучающихся в 7 классах школы-интерната №126 г.Екатеринбурга. В обследовании приняли участие 12 детей, было сформировано две группы:
1группа-экспериментальная-слабослышащие подростки с нарушениями интеллекта:
-Павел К.
двусторонняя сенсоне ...