Зависимость морально-психологического климата коллектива от особен-ностей личности и стиля деятель-ности руководителя. (на основе анализа литературы по теме исследования)
Страница 12

Материалы » Влияние индивидуально-психологических качеств и стиля работы руководителя на морально-психологический климат в коллективе » Зависимость морально-психологического климата коллектива от особен-ностей личности и стиля деятель-ности руководителя. (на основе анализа литературы по теме исследования)

Слово не только объединяет людей. Оно является мощным средством психологического воздействия. «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно объединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти» (Л.Н. Толстой).

Взаимоотношения между людьми - это и есть общественная норма поведения. Единицами поведения, в т. ч., естественно, руководителя коллектива в первую очередь, являются поступки, в которых формируется и в тоже время выражаются позиции личности, ее моральные убеждения. А движущей силой человеческого поведения- мотивация, которая включает в себя мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки, идеалы. Мотивация теснейшим образом связана с эмоциями, с эмоционально-ценностным отношением человека к миру. Люди могут весьма существенно отличаться друг от друга и по характеру переживаемых эмоций, по их силе, выраженности и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии.

Я людям руки распростер.

Я грудь печалям их открою,

И радостям - всему, всему,

И все их бремя роковое,

Все беды на себя возьму.

(И. Гете)

По словам американского психолога Карла Рорджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так ощущаешь радость и боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает… Быть эмпатичным трудно. Это значит быть ответственным, активным, сильным и в тоже время- чутким и тонким.» (11, стр.241).

Из этих слов видно, что обладание этим качеством необходимо для руководителя, имеющего своей задачей создание положительного морально-психологического климата в коллективе. Еще И. Гете писал: «Перед великим умом я склоняю голову, перед великим сердцем колени».

Эмпатия является основой социальбельности человека, способности уважать других, жить в коллективе.

Однако руководителю приходится общаться с очень разными людьми и в какие-то моменты неизбежно появление различных нюансов. Возникающее в общении недопонимание представляет собой некоторые препятствия /коммуникативные барьеры/ на пути дальнейшего развития отношений. Их проявления разнообразны, но в самом общем виде и в зависимости от возможных причин они могут быть разбиты на три группы: социальные, этнокультурные и психологического характера. Все они могут оказывать влияние на развитие и состояние морально-психологического климата в коллективе. Руководителю необходимо знать и помнить, что к причинам, обуславливающим появление коммуникативных барьеров психологического плана, относят следующие:

-индивидуальные особенности людей /кто-то более замкнут, кто-то менее решителен, один излишне застенчив, другой чрезмерно назойлив; есть конфликтные, вздорные по характеру люди и т. д./

-психологические отношения общающихся /взаимные антипатии, неприязнь, несовместимость и т. п./

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Введение. Социология и коллективная психология
От соединения личностей в результате никогда не получается суммы, равной числу их единиц. Э. Ферри I. "Дайте каменщику, — пишет Спенсер, — хорошо обожженные, твердые, имеющие острые края кирпичи, и он будет в состоянии выстроить без известки очень прочную и довольно высокую стену. Наоборот, если кирпичи из плохой глины, плохо об ...

Рекомендации по экскурсионному обслуживанию младших школьников.
Детям младшего школьного возраста свойственна непоседливость, но только игры их могут удержать на месте. Рекомендации, предложенные в данной работе, основываются на проведении игровой формы с детьми для развития памяти. Они наиболее по результативности плодородны, эффективны и интересны. 1) Методика «диагностика опосредованной памяти ...

Анализ результатов исследования
Результаты диагностического исследования по выявлению особенностей реагирования в конфликтной ситуации см. в Приложении 6. В результате исследования выявилось, что в двух группах студентов 8 человек склонны к соперничеству, предпочитая обострять конфликтные ситуации; 14 подростков склонны к сотрудничеству, 16 подросток в группах стремя ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru