Зависимость морально-психологического климата коллектива от особен-ностей
личности и стиля деятель-ности руководителя. (на
основе анализа литературы по теме исследования)Страница 12
Слово не только объединяет людей. Оно является мощным средством психологического воздействия. «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно объединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти» (Л.Н. Толстой).
Взаимоотношения между людьми - это и есть общественная норма поведения. Единицами поведения, в т. ч., естественно, руководителя коллектива в первую очередь, являются поступки, в которых формируется и в тоже время выражаются позиции личности, ее моральные убеждения. А движущей силой человеческого поведения- мотивация, которая включает в себя мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки, идеалы. Мотивация теснейшим образом связана с эмоциями, с эмоционально-ценностным отношением человека к миру. Люди могут весьма существенно отличаться друг от друга и по характеру переживаемых эмоций, по их силе, выраженности и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии.
Я людям руки распростер.
Я грудь печалям их открою,
И радостям - всему, всему,
И все их бремя роковое,
Все беды на себя возьму.
(И. Гете)
По словам американского психолога Карла Рорджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так ощущаешь радость и боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает… Быть эмпатичным трудно. Это значит быть ответственным, активным, сильным и в тоже время- чутким и тонким.» (11, стр.241).
Из этих слов видно, что обладание этим качеством необходимо для руководителя, имеющего своей задачей создание положительного морально-психологического климата в коллективе. Еще И. Гете писал: «Перед великим умом я склоняю голову, перед великим сердцем колени».
Эмпатия является основой социальбельности человека, способности уважать других, жить в коллективе.
Однако руководителю приходится общаться с очень разными людьми и в какие-то моменты неизбежно появление различных нюансов. Возникающее в общении недопонимание представляет собой некоторые препятствия /коммуникативные барьеры/ на пути дальнейшего развития отношений. Их проявления разнообразны, но в самом общем виде и в зависимости от возможных причин они могут быть разбиты на три группы: социальные, этнокультурные и психологического характера. Все они могут оказывать влияние на развитие и состояние морально-психологического климата в коллективе. Руководителю необходимо знать и помнить, что к причинам, обуславливающим появление коммуникативных барьеров психологического плана, относят следующие:
-индивидуальные особенности людей /кто-то более замкнут, кто-то менее решителен, один излишне застенчив, другой чрезмерно назойлив; есть конфликтные, вздорные по характеру люди и т. д./
-психологические отношения общающихся /взаимные антипатии, неприязнь, несовместимость и т. п./
Проблемы исследования эмоциональных нарушений в психологии. Эмоциональные
нарушения у детей старшего дошкольного возраста и её причины
Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик.
В литературе по психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфлик ...
Экстремальные ситуации и их психотравмирующий потенциал
Природные катастрофы: землетрясения; цунами; наводнения; селевые потоки; сход ледника; тайфуны и др. Эпидемии. Препятствия непреодолимой силы и их последствия: разрушения водопроводов, резервуаров с пригодной для питья водой; разрушения канализационных систем; вероятность масштабных эпидемий и др.
Техногенные катастрофы: взрывы газа; а ...
Стресс и личность специалиста
Стрессы – вечный спутник жизни человека. Они необходимы для нормальной жизни и обеспечения здоровья человека. Стрессы опасны тогда, когда их воздействия превышают адаптационные возможности человека. Поэтому можно говорить о хорошем и плохом стрессе. Однако по мере развития цивилизации стрессовость жизни и деятельности людей возрастает, ...