Развитие BITE-модели
Страница 1

В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций

. Каждый компонент испытывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами культов я выделил четвертый, не менее важный компонент – контроль информации, который существенно ограничивает способность человека к независимому мышлению. Эти четыре фактора, которые можно для простоты обозначить как BITE (В английском языке может означать: «укус», «клев», «травление», (гравировка на металле), «шулер» и «жало» (в определенном контексте). (прим. Перев.)) (Behavior – поведение, Information – информация, Thoughts – мысли, мышление и Emotions – эмоции), будут служить основой понимания контроля сознания.

BITE-модель

I. Контроль поведения.

1. Регулирование физической реальности индивидуума:

а) Где, как, с кем живет и общается член группы.

б) Какую одежду, какую прическу носит человек, какие выбирает цвета.

в) Какую пищу человек ест, что пьет, что именно предпочитает и отвергает в своем питании.

г) Сколько времени дается человеку на сон.

д) Финансовая зависимость.

е) Минимум или полное отсутствие времени на досуг, развлечения, отпуска и каникулы.

2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.

3. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволения.

4. Необходимо сообщать старшим о мыслях, чувствах и действиях.

5. Поощрения и наказания (техники изменения поведения – позитивные и негативные подкрепления).

6. Индивидуализм не одобряется, преобладает «групповое мышление».

7. Жесткие правила и предписания.

II. Информационный контроль.

1. Использование обмана:

а) Преднамеренное утаивание информации.

б) Искажение информации в «нужном» направлении.

в) Чистая ложь.

2. Доступ к некультовым источникам информации сведен к минимуму или запрещен:

а) Книги, статьи, газеты, журналы, телевидение, радио.

б) Критическая информация.

в) Бывшие участники.

г) Поддерживается такая загруженность адептов, чтобы у них не оставалось времени на обдумывание и проверку чего бы то ни было.

3. Разделение информации на части и создание барьеров между ними; оппозиция аутсайдеров и посвященных (Речь идет как о «тайной» доктрине для всех участников группы в противовес посторонним, так и о более «глубоких» уровнях посвящения внутри группы. (Прим. перев.)):

а) Нет свободного доступа к информации.

б) Информация варьируется на разных уровнях и в различных под разделениях внутри пирамиды.

4. Поощряется слежка за другими членами группы:

а) Составление пар «друзей» по специальной системе в целях наблюдения и контроля.

б) Доносительство лидеру о «неправильных» мыслях, чувствах и действиях. в) Поведение личности контролируется всей группой.

г) Лидер решает, кому, что и когда «нужно знать».

5. Широкое использование информации и пропаганды, созданной в рамках культа:

а) Информационные бюллетени, журналы, газеты и дневники, аудио- и видеозаписи, другие средства информации.

б) Искаженные цитаты, выхваченные из контекста формулировки из некультовых источников.

6. Неэтичное использование исповеди:

а) Информация о «грехах» используется, чтобы стереть границы личности.

б) Прошлые «грехи» служат средством манипуляции и контроля; нет прощения или отпущения грехов.

7. Необходимость в повиновении и зависимости.

III. Контроль мышления

1. Необходимо усвоить доктрину группы как Истину:

а) Принятие групповой схемы реальности как непосредственной Реальности (Схема = Реальность).

б) Черно-белое мышление.

в) Добро против Зла.

г) Мы против Них (внутреннее против внешнего).

2. Использование «передернутого» языка (например, «мыслетормозящих клише»). Слова – это инструменты, которыми мы пользуемся для выражения своих мыслей. «Специальные» же слова скорее ограничивают, чем расширяют понимание и могут даже вовсе блокировать мышление. Их функция – урезать сложные переживания до тривиального «птичьего языка». (В оригинале – ироническое понятие buzz words, т.е. ученые или специальные словечки; слова, способные произвести впечатление на непосвященного; также слова, чей «настоящий» смысл понятен только «посвященным». (Прим. перев.))

Страницы: 1 2

Профилактика конфликтов в деловом общении
Практика показывает, что неразрешимых конфликтов, которые нельзя было бы уладить без применения силы, не существует. Поэтому любую попытку урегулирования конфликтной ситуации "мирным путем" нужно обязательно использовать. Наиболее эффективным средством следует признать устранение из делового общения суждений и оценок, которые ...

Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений
Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными и экстенсивными, что дружба вытесня ...

Нарушение мотивационного компонента восприятия
Роль измененного личностного компонента в восприятии можно выявить разными путями: а) путем анализа расстройств самого процесса восприятия; б) путем создания специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива восприятия. О значении личностного фактора в перцептивной деятельности говорят данн ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru