Развитие BITE-моделиСтраница 1
В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций
. Каждый компонент испытывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами культов я выделил четвертый, не менее важный компонент – контроль информации, который существенно ограничивает способность человека к независимому мышлению. Эти четыре фактора, которые можно для простоты обозначить как BITE (В английском языке может означать: «укус», «клев», «травление», (гравировка на металле), «шулер» и «жало» (в определенном контексте). (прим. Перев.)) (Behavior – поведение, Information – информация, Thoughts – мысли, мышление и Emotions – эмоции), будут служить основой понимания контроля сознания.
BITE-модель
I. Контроль поведения.
1. Регулирование физической реальности индивидуума:
а) Где, как, с кем живет и общается член группы.
б) Какую одежду, какую прическу носит человек, какие выбирает цвета.
в) Какую пищу человек ест, что пьет, что именно предпочитает и отвергает в своем питании.
г) Сколько времени дается человеку на сон.
д) Финансовая зависимость.
е) Минимум или полное отсутствие времени на досуг, развлечения, отпуска и каникулы.
2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.
3. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволения.
4. Необходимо сообщать старшим о мыслях, чувствах и действиях.
5. Поощрения и наказания (техники изменения поведения – позитивные и негативные подкрепления).
6. Индивидуализм не одобряется, преобладает «групповое мышление».
7. Жесткие правила и предписания.
II. Информационный контроль.
1. Использование обмана:
а) Преднамеренное утаивание информации.
б) Искажение информации в «нужном» направлении.
в) Чистая ложь.
2. Доступ к некультовым источникам информации сведен к минимуму или запрещен:
а) Книги, статьи, газеты, журналы, телевидение, радио.
б) Критическая информация.
в) Бывшие участники.
г) Поддерживается такая загруженность адептов, чтобы у них не оставалось времени на обдумывание и проверку чего бы то ни было.
3. Разделение информации на части и создание барьеров между ними; оппозиция аутсайдеров и посвященных (Речь идет как о «тайной» доктрине для всех участников группы в противовес посторонним, так и о более «глубоких» уровнях посвящения внутри группы. (Прим. перев.)):
а) Нет свободного доступа к информации.
б) Информация варьируется на разных уровнях и в различных под разделениях внутри пирамиды.
4. Поощряется слежка за другими членами группы:
а) Составление пар «друзей» по специальной системе в целях наблюдения и контроля.
б) Доносительство лидеру о «неправильных» мыслях, чувствах и действиях. в) Поведение личности контролируется всей группой.
г) Лидер решает, кому, что и когда «нужно знать».
5. Широкое использование информации и пропаганды, созданной в рамках культа:
а) Информационные бюллетени, журналы, газеты и дневники, аудио- и видеозаписи, другие средства информации.
б) Искаженные цитаты, выхваченные из контекста формулировки из некультовых источников.
6. Неэтичное использование исповеди:
а) Информация о «грехах» используется, чтобы стереть границы личности.
б) Прошлые «грехи» служат средством манипуляции и контроля; нет прощения или отпущения грехов.
7. Необходимость в повиновении и зависимости.
III. Контроль мышления
1. Необходимо усвоить доктрину группы как Истину:
а) Принятие групповой схемы реальности как непосредственной Реальности (Схема = Реальность).
б) Черно-белое мышление.
в) Добро против Зла.
г) Мы против Них (внутреннее против внешнего).
2. Использование «передернутого» языка (например, «мыслетормозящих клише»). Слова – это инструменты, которыми мы пользуемся для выражения своих мыслей. «Специальные» же слова скорее ограничивают, чем расширяют понимание и могут даже вовсе блокировать мышление. Их функция – урезать сложные переживания до тривиального «птичьего языка». (В оригинале – ироническое понятие buzz words, т.е. ученые или специальные словечки; слова, способные произвести впечатление на непосвященного; также слова, чей «настоящий» смысл понятен только «посвященным». (Прим. перев.))
Адекватные и патологические реакции на экстремальные ситуации
При воздействии стресс-факторов экстремальной ситуации большинство современных исследователей выделяют два вида реакций человека: адекватные и патологические. Основным содержанием адекватных форм реакции являются специфические реакции организма, направленные на устранение или преодоление влияния экстремальных факторов или поддержание не ...
Психологическая природа виктимного поведения. Виктимология и ее основные категории и
понятия в отечественной и зарубежной науке
Термин "виктимное поведение" возник в рамках криминальной виктимологии. Виктимология (viktima - жертва, logos - учение) в буквальном переводе означает "учение о жертве". Появившись изначально как элемент народного творчества, виктимология как научное направление начала складываться в 40-50-е гг. XX столетия.
Создани ...
Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома
Психическое развитие детей, воспитывающихся в условиях детского дома, кардинально отличается от развития детей, воспитывающихся в семье, и проявляется в нарушении интеллектуального, эмоционально-волевого, полового и нравственного развития, а также в нарушенной социализации.
Психологические исследования уровня и особенностей интеллектуа ...