Развитие BITE-модели
Страница 1

В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций

. Каждый компонент испытывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами культов я выделил четвертый, не менее важный компонент – контроль информации, который существенно ограничивает способность человека к независимому мышлению. Эти четыре фактора, которые можно для простоты обозначить как BITE (В английском языке может означать: «укус», «клев», «травление», (гравировка на металле), «шулер» и «жало» (в определенном контексте). (прим. Перев.)) (Behavior – поведение, Information – информация, Thoughts – мысли, мышление и Emotions – эмоции), будут служить основой понимания контроля сознания.

BITE-модель

I. Контроль поведения.

1. Регулирование физической реальности индивидуума:

а) Где, как, с кем живет и общается член группы.

б) Какую одежду, какую прическу носит человек, какие выбирает цвета.

в) Какую пищу человек ест, что пьет, что именно предпочитает и отвергает в своем питании.

г) Сколько времени дается человеку на сон.

д) Финансовая зависимость.

е) Минимум или полное отсутствие времени на досуг, развлечения, отпуска и каникулы.

2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.

3. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволения.

4. Необходимо сообщать старшим о мыслях, чувствах и действиях.

5. Поощрения и наказания (техники изменения поведения – позитивные и негативные подкрепления).

6. Индивидуализм не одобряется, преобладает «групповое мышление».

7. Жесткие правила и предписания.

II. Информационный контроль.

1. Использование обмана:

а) Преднамеренное утаивание информации.

б) Искажение информации в «нужном» направлении.

в) Чистая ложь.

2. Доступ к некультовым источникам информации сведен к минимуму или запрещен:

а) Книги, статьи, газеты, журналы, телевидение, радио.

б) Критическая информация.

в) Бывшие участники.

г) Поддерживается такая загруженность адептов, чтобы у них не оставалось времени на обдумывание и проверку чего бы то ни было.

3. Разделение информации на части и создание барьеров между ними; оппозиция аутсайдеров и посвященных (Речь идет как о «тайной» доктрине для всех участников группы в противовес посторонним, так и о более «глубоких» уровнях посвящения внутри группы. (Прим. перев.)):

а) Нет свободного доступа к информации.

б) Информация варьируется на разных уровнях и в различных под разделениях внутри пирамиды.

4. Поощряется слежка за другими членами группы:

а) Составление пар «друзей» по специальной системе в целях наблюдения и контроля.

б) Доносительство лидеру о «неправильных» мыслях, чувствах и действиях. в) Поведение личности контролируется всей группой.

г) Лидер решает, кому, что и когда «нужно знать».

5. Широкое использование информации и пропаганды, созданной в рамках культа:

а) Информационные бюллетени, журналы, газеты и дневники, аудио- и видеозаписи, другие средства информации.

б) Искаженные цитаты, выхваченные из контекста формулировки из некультовых источников.

6. Неэтичное использование исповеди:

а) Информация о «грехах» используется, чтобы стереть границы личности.

б) Прошлые «грехи» служат средством манипуляции и контроля; нет прощения или отпущения грехов.

7. Необходимость в повиновении и зависимости.

III. Контроль мышления

1. Необходимо усвоить доктрину группы как Истину:

а) Принятие групповой схемы реальности как непосредственной Реальности (Схема = Реальность).

б) Черно-белое мышление.

в) Добро против Зла.

г) Мы против Них (внутреннее против внешнего).

2. Использование «передернутого» языка (например, «мыслетормозящих клише»). Слова – это инструменты, которыми мы пользуемся для выражения своих мыслей. «Специальные» же слова скорее ограничивают, чем расширяют понимание и могут даже вовсе блокировать мышление. Их функция – урезать сложные переживания до тривиального «птичьего языка». (В оригинале – ироническое понятие buzz words, т.е. ученые или специальные словечки; слова, способные произвести впечатление на непосвященного; также слова, чей «настоящий» смысл понятен только «посвященным». (Прим. перев.))

Страницы: 1 2

Исторические методы (методы анализа документов)
Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида - человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако и ...

Сексуальное развитие. Сексуальное поведение подростков
Так как девочки опережают в своем развитии мальчиков, у них очень мало общих интересов. Пробуждающийся интерес к противоположному полу может настораживать их и пугать. В этих условиях дружба со сверстниками может приобретать некоторую сексуальную окраску. Порой неосознанно дружеские объятия и прикосновения превращаются в сексуальные ла ...

Проблема личности в психологии. Сущность и содержание исследования личности
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Со ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru