Развитие BITE-моделиСтраница 2
3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли.
4. Применение гипнотических техник, вызывающих измененные психические состояния.
5. Манипулирование воспоминаниями и культивация ложных воспоминаний.
6. Применение «мыслетормозящих» техник, которые препятствуют «проверке реальности», блокируя «отрицательные» мысли и допуская только «положительные»:
а) Отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительное.
б) Монотонное говорение (скандирование).
в) Медитация.
г) Моление.
д) Говорение «на языках» (глоссолалия).
е) Пение или гудение.
7. Отказ от разумного аналитического мышления и конструктивной критики. Никаких критических вопросов о лидере группы, ее доктрине и политике, которые признаются единственно правильными.
8. Никакие альтернативные системы верований не признаются законными, хорошими или полезными.
IV. Эмоциональный контроль.
1. Манипулирование эмоциональным спектром личности и его сужение.
2. Стремление заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа.
3. Чрезмерная эксплуатация чувства вины:
а) Личностная вина:
a. кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом);
b. твоя семья;
c. твое прошлое;
d. твои привязанности;
e. твои мысли, чувства, поступки.
б) Социальная вина.
в) Историческая вина.
4. Чрезмерная эксплуатация чувства страха:
а) Боязнь мыслить независимо.
б) Боязнь «внешнего» мира.
в) Боязнь врагов.
г) Боязнь потерять свое «спасение».
д) Боязнь покинуть группу или оказаться в положении, когда группа тебя избегает.
е) Боязнь неодобрения.
5. Провоцирование частой смены эмоциональных пиков и спадов.
6. Ритуальное и часто публичное признание «грехов».
7. Индоктринация фобий: внушение иррациональных страхов, связанных с уходом из группы или с сомнениями в авторитете лидера. Человек, чье сознание контролируется, не может представить будущую реализацию своих потенциальных возможностей вне группы:
а) Нет счастья или удовлетворенности вне группы.
б) Уход из группы повлечет за собой страшные последствия: адские муки, одержимость демоном, неизлечимые болезни, несчастные случаи, самоубийство, безумие, обреченность на бесконечное перевоплощение (10 000 реинкарнаций) и т.д.
в) Старательное уклонение от общения с теми, кто осмелился уйти; страх перед тем, что тебя отвергнут друзья, члены группы и семья.
г) Никогда не может быть оправданных причин для выхода из культа. С точки зрения группы, тот, кто ушел, оказался «слаб», «недисциплинирован», «бездуховен», «суетен», «ему промыли мозги семья или консультант» или «совратили деньги, секс, рок-н-ролл».
Важно понять, что деструктивный контроль сознания возникает тогда, когда совокупное влияние всех четырех компонентов вызывает зависимость от лидера и группы, склоняет к повиновению им. Наличие каждого пункта необязательно. Члены культа, чье сознание находится под чужим контролем, могут жить в собственных квартирах, иметь работу «с девяти до пяти», состоять в браке, иметь детей и при этом быть неспособными думать и действовать независимо.
Структура личности
В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго, суперэго.
Ид (перевод с лат. – оно) по Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связан с инстинк ...
Обзор исследований застенчивости
Психологи, психиатры, социологи и иные специалисты пытались разобраться в сложном понятии “застенчивость”.
Исследователи личностных черт убеждены, что застенчивость представляет собой передаваемую по наследству индивидуальную особенность, как, например, уровень интеллекта или рост. Человеческая личность представляет собой совокупность ...
Практическая часть. Методики
изучения уровня психологической готовности студента
Задачей данных методик является выявление уровня психологических знаний и умений студентов применять эти знания на практике, т.е. насколько у студентов сформирован уровень познавательной и мотивационной готовности, какой вид мотивов является доминирующим при выборе профессии педагога, насколько им интересна педагогическая деятельность в ...