Развитие BITE-модели
Страница 2

3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли.

4. Применение гипнотических техник, вызывающих измененные психические состояния.

5. Манипулирование воспоминаниями и культивация ложных воспоминаний.

6. Применение «мыслетормозящих» техник, которые препятствуют «проверке реальности», блокируя «отрицательные» мысли и допуская только «положительные»:

а) Отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительное.

б) Монотонное говорение (скандирование).

в) Медитация.

г) Моление.

д) Говорение «на языках» (глоссолалия).

е) Пение или гудение.

7. Отказ от разумного аналитического мышления и конструктивной критики. Никаких критических вопросов о лидере группы, ее доктрине и политике, которые признаются единственно правильными.

8. Никакие альтернативные системы верований не признаются законными, хорошими или полезными.

IV. Эмоциональный контроль.

1. Манипулирование эмоциональным спектром личности и его сужение.

2. Стремление заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа.

3. Чрезмерная эксплуатация чувства вины:

а) Личностная вина:

a. кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом);

b. твоя семья;

c. твое прошлое;

d. твои привязанности;

e. твои мысли, чувства, поступки.

б) Социальная вина.

в) Историческая вина.

4. Чрезмерная эксплуатация чувства страха:

а) Боязнь мыслить независимо.

б) Боязнь «внешнего» мира.

в) Боязнь врагов.

г) Боязнь потерять свое «спасение».

д) Боязнь покинуть группу или оказаться в положении, когда группа тебя избегает.

е) Боязнь неодобрения.

5. Провоцирование частой смены эмоциональных пиков и спадов.

6. Ритуальное и часто публичное признание «грехов».

7. Индоктринация фобий: внушение иррациональных страхов, связанных с уходом из группы или с сомнениями в авторитете лидера. Человек, чье сознание контролируется, не может представить будущую реализацию своих потенциальных возможностей вне группы:

а) Нет счастья или удовлетворенности вне группы.

б) Уход из группы повлечет за собой страшные последствия: адские муки, одержимость демоном, неизлечимые болезни, несчастные случаи, самоубийство, безумие, обреченность на бесконечное перевоплощение (10 000 реинкарнаций) и т.д.

в) Старательное уклонение от общения с теми, кто осмелился уйти; страх перед тем, что тебя отвергнут друзья, члены группы и семья.

г) Никогда не может быть оправданных причин для выхода из культа. С точки зрения группы, тот, кто ушел, оказался «слаб», «недисциплинирован», «бездуховен», «суетен», «ему промыли мозги семья или консультант» или «совратили деньги, секс, рок-н-ролл».

Важно понять, что деструктивный контроль сознания возникает тогда, когда совокупное влияние всех четырех компонентов вызывает зависимость от лидера и группы, склоняет к повиновению им. Наличие каждого пункта необязательно. Члены культа, чье сознание находится под чужим контролем, могут жить в собственных квартирах, иметь работу «с девяти до пяти», состоять в браке, иметь детей и при этом быть неспособными думать и действовать независимо.

Страницы: 1 2 

Собственно психологические методы
Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приемов исследования (5, 6, 8, 9, 14, 15). Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются в основном на предварительном этапе исследо ...

Влияние нервной системы на темперамент человека
Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прир ...

Социальное прогнозирование как метод в профилактической работе с агрессивными детьми
В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов— научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru