Социально-психологический климат и личность летчика. Социально-психологический
климат летного экипажа.Страница 1
Состояние коллектива, которое характеризуется уровнем социального восприятия и степенью удовлетворенности его членов различными сторонами межличностного общения, принято называть социально-психологическим климатом. Благоприятный социально-психологический климат является условием удовлетворенности летчиков трудом и коллективом. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных командиров. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между командирами и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача командиров и военного психолога. Существенное влияние на социально-психологический климат указывают управленческая деятельность командира, его личностные качества и стиль руководства. Наиболее благоприятный климат устанавливается тогда, когда методы руководства положительно воспринимаются коллективом. Если требовательность руководителя вызывает групповую неудовлетворенность из-за недисциплинированности отдельных летчиков, процветания отдельных традиций, то такой тип социально-психологического климата называется отстающим. Бывает и так, что управление как бы не поспевает за развитием коллектива и личный состав предъявляет повышенные требования к самому руководителю, который не умеет обеспечить поддержание уставного порядка и дисциплины. В этом случае психологи определяют социально-психологический климат, как перспективный [16].
Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует от командиров и психологов в военной части понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознаны цели и задачи общества, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона – это психологический климат, те неформальные отношения, которые складываются между летчиками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень – статистический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив. С этой точки зрения сформировать благоприятный климат в коллективах довольно трудно, но в тоже время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Контроль и коррекция свойств социально-психологического климата осуществляется членами коллектива эпизодически. Они чувствуют определенную стабильность своего положения, статуса в системе взаимоотношений. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, поскольку оно оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность членов коллектива, на качество их труда.
Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой летчиков в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием "психологическая атмосфера". В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро, чаще всего человек успевает адаптироваться к ним [5].
Единство содержания отношений и социально-психологических форм межличностных отношений предстает в виде взаимоотношений летчиков (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия и др.), а также в виде качеств личности общения летчиков в коллективе (общительность, замкнутость, застенчивость, скрытность, самостоятельность, ответственность, честность и др.). Взаимоотношения являются непосредственными отношениями между летчиками, в которых все виды общественных отношений сливаются в социально-психологические формы общения.
Агрессивные дети как группа социального риска. Теоретический
аспект агрессии
Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведения детей и влияющие на него факторы. Среди этих факторов ученые выделяют особенности семейного воспитан ...
Функциональные звенья процесса саморегуляции
Модель функциональных звеньев процесса саморегуляции была разработана О.А. Конопкиным на основе анализа видов реальной деятельности - учебной (школа, ПТУ, вуз), производственно-трудовой, спортивной. Им были выделены следующие функциональные звенья, реализующие полноценный процесс саморегуляции [28] .
Таковыми являются:
Принятая субъек ...
Приложение 2 - Методика С.Я. Рубинштейн по
исследованию природы галлюцинаций
С.Я Рубинштейн разработала следующую методику: больным предлагались записанные на магнитофонной ленте слабо различимые звуки, которые носили предметный характер (шелест бумаги, бульканье воды), характер других являлся неопределенным
В то время как здоровые испытуемые различали источники звуков, у больных, страдающих или страдавших рань ...