Социально-психологический климат и личность летчика. Социально-психологический
климат летного экипажа.Страница 2
Коммуникативные взаимоотношения отражают активность психологических взаимосвязей членов коллектива, характеризуя личностную опосредованность процессов общения. Коммуникативные взаимоотношения складываются благодаря таким качествам личности, как общительность, непосредственность, искренность, открытость, простата и др.
В процессе общения, происходит взаимопознание летчиков, которое порождает когнитивные взаимоотношения. Они характеризуются пониманием или непониманием летчиков друг друга в процессах труда и общения. Здесь речь может идти о сочувствии, сопереживании, соучастии и других формах психологического взаимопознания [14].
Познание летчика летчиком всегда эмоционально окрашено. Эмоциональные взаимоотношения возникают в результате синтеза эстетических норм и отношений, существующих в обществе, с формами психологического воздействия друг на друга. На социально-психологическом уровне эмоциональные взаимоотношения отражают взаимную привлекательность членов коллектива. В структуре этих отношений выделяются физическая, психологическая и деловая привлекательность. Здесь проявляются чувства любви или ненависти, симпатии, безразличия, антипатии и др., которые связаны с характеристикой настроения как общего эмоционального фона деятельности коллектива. Положительный эмоциональный фон способствует волевому настрою коллектива.
Волевые взаимоотношения есть синтез общественно-политических и правовых отношений с психологическими взаимовлияниями. В них отражаются возможности волеизъявления личности в коллективе. Они характеризуются мерой автономности (или зависимости) индивидуальных действий, поступков и поведения личности. Волевые взаимоотношения формируются на основе таких качеств личности, как власть, самостоятельность, настойчивость и др. На их фоне проявляются другие качества – нерешительность, неуверенность.
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.
Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:
1. Общественно-политическая ситуация в стране – ясность и четкость политических и экономических программ, доверие к правительству.
2. Экономическая ситуация в обществе – баланс между уровнями технического и социального развития.
3. Уровень жизни – баланс между заработной платой и уровнем цен.
4. Организация жизни – система бытового и медицинского обслуживания.
Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся:
1. Объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов в военной части.
2. Субъективные (социально-психологические факторы):
а) формальная структура – характер официальных и организационных связей между членами коллектива, официальные роли и статусы членов коллектива;
б) неформальная структура – наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена коллектива, их психологическая совместимость.
У каждого летчика есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, собственная установка на труд и коллектив. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех членов коллектива (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку. Ни что так не мешает, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект "социальной ингибиции" и мотивация к труду резко падает. Это препятствует повышению трудовых показателей.
Благоприятный климат каждым летчиком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, командирами, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение летчика, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.
Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в коллективе с командирами, условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении летчика, его работоспособности и активности, на его здоровье.
Судить о состоянии социально-психологического климата в коллективе можно по такому важному показателю, как удовлетворенность- неудовлетворенность.
Нужно знать: довольны или недовольны отдельные летчики своим статусом, заработной платой, содержанием своего труда, отношениями в коллективе. Необходимо иметь в виду, что субъективная удовлетворенность каждого летчика – это одна из целей командиров и психолога воинской части. Субъективная удовлетворенность – крайне специфическая вещь. Одни и те же условия вполне устраивают одного летчика и абсолютно не устраивают другого. На психологическом уровне удовлетворенность выражена соотношением субъективной оценки того, что личность отдает обществу и того, что она получает взамен. Удовлетворенность -–неудовлетворенность летчика работой может быть вызвана разными обстоятельствами. Среди них наиболее существенными являются:
Эвстресс и дистресс. Роль поисковой активности в профилактике дистресса
Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной, чем в спокойных обстоятельствах. Спортсмен на соревнованиях обычно показывает лучшие результаты, чем на тренировках благодаря стрессу. Такое состояние называется Эвстресс. Эвстресс - это активизи ...
Внимание как познавательный психологический процесс (виды, свойства)
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной позн ...
Коррекция нарушений у младших школьников с
интеллектуальной недостаточностью средствами трудовой деятельности. Выявление особенностей младших
школьников с нарушением интеллекта в процессе трудовой д
Экспериментально-практическое исследование проходило в специальной коррекционной школе VIII вида с.Амурзет. В эксперименте принимали участие 25 детей, младшие школьники 9-10 лет.
Важнейшей задачей в коррекции личности учащихся с нарушением интеллекта является подготовка к будущей самостоятельной жизни. В этом аспекте была проведена диа ...