Организация работы по развитию самооценки школьников с нарушениями зрения
Страница 1

Материалы » Личностное развитие детей-инвалидов по зрению » Организация работы по развитию самооценки школьников с нарушениями зрения

Для формирования творческой, всесторонне развитой личности, способной наиболее полно реализовать свои возможности, необходимо развитие у человека умения анализировать и адекватно оценивать свои поступки, поведение, отношения с окружающими, а также свои личностные качества. В этом контексте, самооценка, как результат познания собственного «Я», представляет собой восприятие личностью многочисленных «образов» самого себя в различных видах деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и интегрирует эти образы в единое целостное образование.

Применительно к лицам с нарушениями зрения становление самооценки приобретает особое значение, поскольку оно во многом определяет успешность межличностного взаимодействия, их реабилитации и социальной интеграции.

В тоже время в условиях суженной сенсорной сферы трудности познания себя и других, прямо или косвенно связанные с нарушениями зрения, отрицательно влияют и на процесс становления самооценки. В свою очередь, формирование завышенной или заниженной самооценки, негативно отражаясь как на поведении и собственной деятельности человека, так и на его взаимоотношениях с окружающими людьми, значительно осложняет процесс социальной интеграции лиц с нарушениями зрения.

В виду важности проблематики развития самооценки лиц с нарушениями зрения было проведено исследование, направленное на выявление особенностей развития общей самооценки, уровня развития ее компонентов, а также степени реалистичности самооценки полдростков разного возраста, находящихся в условиях зрительной депривации.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что при глубоких нарушениях зрения независимо от возраста, самооценка, испытывая в своем развитии опосредованное негативное влияние условий зрительной депривации, обнаруживает определенное своеобразие, проявляющееся в низком уровне знаний субъекта о себе, в негативном отношении к себе как субъекту жизнедеятельности, в завышенной (игнорирование отрицательных последствий нарушений зрения) или заниженной (глобализация этих последствий) самооценке, что проявляется в своеобразии развития когнитивного и эмоционального компонента, а также степени ее реалистичности.

В тоже время анализ результатов исследования позволяет разработать модель психологического сопровождения, направленную на нормализацию самооценки школьников, находящихся в условиях зрительной депривации разного возраста. Модель по нормализации самооценки слепых и слабовидящих должна представлять собой целостную систему, что достигается включением в нее целевого, технологического, содержательного и результативного компонентов, которые в своей совокупности будут направлены на решение диагностических, развивающих и психокоррекционных задач. Как целостная система данная модель должна опираться на общие (ответственность субъекта развития за принятие решения, соблюдение приоритетов интересов сопровождаемого, непрерывный характер сопровождения, комплексный подход к сопровождению развития самооценки), специальные (единство коррекции и развития, единство диагностики и коррекции нарушений развития, взаимосвязь коррекции и компенсации, учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей развития лиц со зрительной недостаточностью, использование комплекса методов психолого-педагогического воздействия, личностно-ориентированный подход, компенсаторно-развивающая направленность) и специфические (создание ситуации успеха, активное привлечение ближайшего социального окружения к работе по развитию самооценки, ориентация на ведущий вид деятельности) принципы.

Содержательный компонент работы по нормализации самооценки школьников, находящихся в условиях зрительной депривации, прежде всего, должен включать диагностику уровня развития общей самооценки, ее компонентов (когнитивного и эмоционального) и степени ее реалистичности. Полученные данные должны быть положены в основу развивающей и психокоррекционой работы, направленной на нормализацию самооценки слепых и слабовидящих школьников. В качестве основных направлений данной работы можно выделить:

Страницы: 1 2

Антенатальные и перинатальные факторы нарушения онтогенезе
К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды. Антенатальный период начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта. В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в теч ...

Объект конфликта.
Одним из непременных элементов конфликта является объект, т.е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида: q Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно. q Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участникам ...

Четвертый этап: анализ полученных результатов
Как проявляется в детстве цель? Через склонности и пристрастия. Ребенок тянется к какому-то определенному делу, а когда натолкнется на него, увлечен так, что за уши не оттянешь. Это дело становится его любовью – и страстью и радостью одновременно. Но в какой-то момент у ребенка может что-то не получиться. Как результат – приходит разоча ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru