Организация работы по развитию самооценки школьников с нарушениями зрения
Страница 1

Материалы » Личностное развитие детей-инвалидов по зрению » Организация работы по развитию самооценки школьников с нарушениями зрения

Для формирования творческой, всесторонне развитой личности, способной наиболее полно реализовать свои возможности, необходимо развитие у человека умения анализировать и адекватно оценивать свои поступки, поведение, отношения с окружающими, а также свои личностные качества. В этом контексте, самооценка, как результат познания собственного «Я», представляет собой восприятие личностью многочисленных «образов» самого себя в различных видах деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и интегрирует эти образы в единое целостное образование.

Применительно к лицам с нарушениями зрения становление самооценки приобретает особое значение, поскольку оно во многом определяет успешность межличностного взаимодействия, их реабилитации и социальной интеграции.

В тоже время в условиях суженной сенсорной сферы трудности познания себя и других, прямо или косвенно связанные с нарушениями зрения, отрицательно влияют и на процесс становления самооценки. В свою очередь, формирование завышенной или заниженной самооценки, негативно отражаясь как на поведении и собственной деятельности человека, так и на его взаимоотношениях с окружающими людьми, значительно осложняет процесс социальной интеграции лиц с нарушениями зрения.

В виду важности проблематики развития самооценки лиц с нарушениями зрения было проведено исследование, направленное на выявление особенностей развития общей самооценки, уровня развития ее компонентов, а также степени реалистичности самооценки полдростков разного возраста, находящихся в условиях зрительной депривации.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что при глубоких нарушениях зрения независимо от возраста, самооценка, испытывая в своем развитии опосредованное негативное влияние условий зрительной депривации, обнаруживает определенное своеобразие, проявляющееся в низком уровне знаний субъекта о себе, в негативном отношении к себе как субъекту жизнедеятельности, в завышенной (игнорирование отрицательных последствий нарушений зрения) или заниженной (глобализация этих последствий) самооценке, что проявляется в своеобразии развития когнитивного и эмоционального компонента, а также степени ее реалистичности.

В тоже время анализ результатов исследования позволяет разработать модель психологического сопровождения, направленную на нормализацию самооценки школьников, находящихся в условиях зрительной депривации разного возраста. Модель по нормализации самооценки слепых и слабовидящих должна представлять собой целостную систему, что достигается включением в нее целевого, технологического, содержательного и результативного компонентов, которые в своей совокупности будут направлены на решение диагностических, развивающих и психокоррекционных задач. Как целостная система данная модель должна опираться на общие (ответственность субъекта развития за принятие решения, соблюдение приоритетов интересов сопровождаемого, непрерывный характер сопровождения, комплексный подход к сопровождению развития самооценки), специальные (единство коррекции и развития, единство диагностики и коррекции нарушений развития, взаимосвязь коррекции и компенсации, учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей развития лиц со зрительной недостаточностью, использование комплекса методов психолого-педагогического воздействия, личностно-ориентированный подход, компенсаторно-развивающая направленность) и специфические (создание ситуации успеха, активное привлечение ближайшего социального окружения к работе по развитию самооценки, ориентация на ведущий вид деятельности) принципы.

Содержательный компонент работы по нормализации самооценки школьников, находящихся в условиях зрительной депривации, прежде всего, должен включать диагностику уровня развития общей самооценки, ее компонентов (когнитивного и эмоционального) и степени ее реалистичности. Полученные данные должны быть положены в основу развивающей и психокоррекционой работы, направленной на нормализацию самооценки слепых и слабовидящих школьников. В качестве основных направлений данной работы можно выделить:

Страницы: 1 2

Информация, которую можно собрать при профессиографическом анализе
1. Информация о самой профессии (работе). А.Производственные задания. Б.Производственные процессы. В.Используемые машины, инструменты, оборудование, материалы. 2. Информация о результатах деятельности работника. А.Произведенная продукция или предоставленные услуги. Б.Производственные нормы (сроки, качество и т.д.) 3. Инфо ...

Адекватные и патологические реакции на экстремальные ситуации
При воздействии стресс-факторов экстремальной ситуации большинство современных исследователей выделяют два вида реакций человека: адекватные и патологические. Основным содержанием адекватных форм реакции являются специфические реакции организма, направленные на устранение или преодоление влияния экстремальных факторов или поддержание не ...

Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное воспитание ребёнок ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru