Воспитательный процесс в средней школе. Основные цели, задачи и управление
воспитательным процессомСтраница 1
В законе Российской Федерации "Об образовании" говорится, что образование - единый целостный процесс воспитания и обучения [8]. Согласно А.С. Макаренко "воспитание - это процесс целенаправленного систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни" [15]. Необходимо добавить, что воспитание - это не только целенаправленный, но и планомерный процесс, который не всегда имеет только положительный знак. Воспитание может быть позитивным и негативным, так как оценивается в определенное время, определенными людьми, в определенных условиях. Оно может отличаться по составу субъектов, по типу их взаимодействия, по принципам, содержанию и средствам.
Воспитание - это "взращивание Человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для ее относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации" [19].
Воспитание в общеобразовательных учреждениях реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию и формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процесса: организации социального опыта воспитуемых, их образования, оказание индивидуальной помощи. Совершенствование личности подростка диктуется все большим возрастанием роли социальной значимости человека в современном обществе [6].
Многочисленные исследования образовательных потребностей, ценностных ориентиров, установок обучающихся показали, что современной школе необходимо:
решать задачи социальной адаптации выпускников школы;
стремиться обеспечить оптимальное развитие каждого подростка в соответствие с его индивидуальностью;
разработать действенную систему формирования положительной самооценки;
формировать жизненное и профессиональное самоопределение подростка;
Взаимодействие субъектов в воспитательном процессе осуществляется в виде реализации множества "цепочек". Это:
коллектив - личность;
коллектив - входящие в него микрогруппы - личность;
педагог - коллектив;
педагог - личность.
Содержание взаимодействия представляет собой обмен между субъектами информацией, ценностными установками, способами общения, познания, деятельности, поведения, усвоение которых имеет индивидуальный избирательный характер. Мера систематичности, формы и способы организации социального опыта, образование индивидуальной помощи зависят от возраста, пола и социально-культурной принадлежности. Учитель должен стать другом, компаньоном на пути к познанию, объектом для подражания. Очень желательно, чтобы родители выступали в качестве единомышленников, важнейших социальных заказчиков образования, поскольку только в этом случае можно говорить о единой направленности воспитания.
Главная цель любой школьной воспитательной системы - формирование социально активной и законопослушной личности, строящей свои отношения с людьми на правах равноправия и ненасилия, способной к нормальному функционированию в обществе. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
сформировать положительное отношение к себе и людям;
привлекать к социально-значимой деятельности;
воспитывать у обучающихся потребность здорового образа жизни;
диагностировать среду жизнедеятельности подростка;
выявлять детей "зоны риска" по школьной и социальной дезадаптации;
оказывать помощь подростку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства;
включать родителей в разнообразные формы деятельности школы.
Для эффективной реализации воспитательного процесса в школе необходимо учитывать следующие принципы функционирования воспитательной системы.
Принцип личностного подхода.
Уважение своеобразия каждого подростка с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
Принцип социальной адекватности.
Осознание социальной защиты и поддержки взрослых, готовность к социальной самозащите.
Принцип учета возрастных и особенностей обучающихся
Принцип сотворчества.
Сотрудничество педагогов и обучающихся, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности.
Принцип дифференциации.
Отбор форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса.
Принцип культуросообразности.
Формирование личности школьника на лучших примерах русской истории, культуры, приобщение к ценностям мировой культуры и истории.
Принцип успешности.
Причины, критерии и виды девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них. 1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею ра ...
Парадигмы психологии труда
Есть достаточно оснований говорить об очевидной диалектике процессов развития, дифференциации и интеграции феноменов "профессия", "рабочее место" и "трудовой пост". Например, если в начале XX в. врач, инженер, архитектор и другие специалисты, имеющие высшее образование, часто выступали как профессионалы-уни ...
Механизм развития неврозов у детей
Невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относи ...

