Психологическая защита личности в стрессовых ситуациях
Страница 2

Материалы » Юмор в структуре психологической защиты личности » Психологическая защита личности в стрессовых ситуациях

Таким образом, под психологической защитой понимается личностное образование, выполняющее функции предохранения личности от травмирующих переживаний и поддержания непротиворечивого позитивного чувства Я. Структура психологической защиты имеет иерархическое строение, где выделяют два достаточно автономных уровня функционирования – внутриличностный и межличностный. Психологическая защита является целостным, устойчиво воспроизводимым, социально обусловленным образованием психики человека. Зрелая система психологической защиты представлена индивидуальным репертуаром защитных механизмов и защитного поведения, считают А.М. Богомолов и А.Г. Портнова, а О.В. Кружкова уточняет: каждый человек предпочитает определенные защиты, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями.

В 1936 году А. Фрейд выделила девять видов защиты: регрессию, вытеснение, проекцию и др. Через десять лет к этому списку она добавила еще два вида. З. Фрейд использовал четыре других: отказ, рационализацию, смещение, дереализацию. Влияние теорий психоанализа на психологию привело к тому, что термины «защита» и «механизмы защиты» в настоящее время используют практически все зарубежные психологические школы. В отечественной психологии к изучению феномена психологической защиты обращаются многие исследователи: Ф.В. Бассин, В.В. Бойко, Р.М. Грановская, Э.И. Киршбаум, В.С. Ротенберг и др. Отечественные ученые, дабы не быть обвиненными в причастности к психоанализу, долгое время использовали термины «защитная реакция», «компенсаторные механизмы». К настоящему времени описано множество видов защит. Несмотря на некоторые разногласия во взглядах на содержание их «списка», авторы едины в том, что все защиты могут классифицироваться по критерию примитивности-зрелости [5, с. 116].

В современной научной литературе широкое распространение получили идеи о смежности – полярности механизмов защиты и о разной степени их примитивности. Первичные защитные процессы – это отрицание и подавление, а вторичные – это проекция, реактивное образование, замещение и интеллектуализация. «Незрелые» защиты, типичные для личностных расстройств, – это фантазия, ипохондрия, двигательная активность и пассивно-агрессивное поведение. «Зрелые» – сублимация, вытеснение (произвольное подавление), альтруизм, предвидение и юмор. Несмотря на очевидную важность данной классификации, она лишь частично отражает определённые аспекты соотношений между механизмами защиты, не претендуя на синтез инвариантной структуры ни на уровне интерпсихическом, ни, тем более, на интерперсональном уровне существования феномена.

Одной из форм зрелой психологической защиты личности является юмор. Многие исследования показали, что особенность юмора как психологической защиты состоит в автоматическом преобразовании чувств. Локализация юмора в предсознании делает его непохожим на классические виды защитных механизмов. Как говорил З. Фрейд, юмор может быть понят как высшая из защитных функций [9, с. 71].

По сути, юмор преследует те же цели, что и любая психологическая защита – предупреждение возникновения неудовольствия из внутренних источников, снятие тревоги. Однако, он не скрывает содержания представлений, связанных с мучительным аффектом от сознательного внимания, как это делает, например, вытеснение и не подвергается подавлению со стороны сознательного мышления, поскольку юмор не предстает в качестве чего-то ущербного. Но вместе с тем, он всегда остается защитным механизмом, искажающим адекватное восприятие реальности. И здесь на помощь приходит другая точка зрения, базирующаяся на понимании юмора как особого репрезентативного эмотивно-когнитивного явления, выполняющего функцию авторегуляции общего эмоционально-активационного (психологического и психофизиологического) тонуса.

Страницы: 1 2 3

Изучение и анализ деятельности социального педагога по профилактике социальной дезадаптации учащихся 5-х классов
Исследовательская работа, целью которой было выявление особенностей социальной адаптации учащихся 5-х классов, проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 138» Октябрьского АО г. Омска. В исследовании приняли участие 4 специалиста (2 педагога, социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 52 ученик ...

Сотворчество педагога и учащегося в художественном образовании
Сотрудничество и сотворчество неотъемлемые, взаимосвязанные элементы педагогического процесса. И в каждом из описанных в предыдущей главе способов сотрудничества всегда присутствует доля сотворчества. Но рассмотрим отдельно сотворчество в сфере художественного образования и развития учащихся, как важное звено духовного образования. Худ ...

Определение эффективности занятий
Проведенный со школьниками с нарушением интеллекта формирующий этап показал, что самостоятельность проявляется во взаимодействии с педагогом и другими детьми. В процессе деятельности в образовательном учреждении создавались ситуации требующие включения учащихся в сотрудничество с взрослым. Дети получали разнообразные задания, выполняли ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru