Психологическая защита личности в стрессовых ситуациях
Страница 1

Материалы » Юмор в структуре психологической защиты личности » Психологическая защита личности в стрессовых ситуациях

Во второй половине ХХ столетия возникло научное направление, исследующее механизмы «совладания» личности с травмирующими ситуациями, в русле которого в настоящее время выполнено большое количество эмпирических и теоретических исследований. Тем не менее, проблема не решена, более того, она усугубляется наличием индивидуальных особенностей как реагирования на стресс, так и развития и проявления различных стратегий его преодоления. В западной литературе эта проблема нашла отражение в понятиях «копинг-стресс» и «копинг-поведение». Первое понятие означает усилие, направленное на предотвращение, устранение, или ослабление воздействия стрессора, второе используется для характеристики способов выхода человека из стрессовой ситуации [13, с. 114].

Копинг-поведение обычно рассматривают с точки зрения выполнения двух основных функций: регуляции состояния и управления проблемами, вызывающими дистресс. Копинг, нацеленный на состояние, определяется через когнитивные, эмоциональные и поведенческие характеристики процесса редукции психического напряжения (эмоционально-фокусированный копинг). Усилия, с помощью которых личность пытается устранить влияние стрессора, рассматриваются как активное копинг-поведение, направленное на решение проблемы.

Проблемно-фокусированный копинг – сознательное поведение, осуществляемое с целью изменения, преобразования ситуации, поддающейся контролю, или приспособления, в случае ее неподконтрольности. Пассивное копинг-поведение ориентировано на интрапсихические способы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами, предназначенными для совладания с развивающимся напряжением. Известно, что восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсивно, если у человека нет знаний, умений или реальных возможностей снизить давление стрессора. Копинг-поведение реализуется на базе копинг-ресурсов (личностных адаптационных резервов, позволяющих осуществлять оптимальную адаптацию к стрессовым ситуациям) и копинг-стратегий (способов преодоления стресса) [9, с. 42].

Л.И. Анцыферова утверждает, что правильный выбор стратегии совладания с травмирующим событием зависит от способности к когнитивному оцениванию трудной ситуации. Главным результатом когнитивного оценивания является заключение человека – подконтрольна ли ему ситуация или он не сможет ее изменить. В том случае, если субъект считает ситуацию подконтрольной ему, он использует конструктивные, преобразующие ситуацию стратегии[14, с. 29].

Показателем высокой степени адаптивности личности считается сбалансированное использование адекватных ситуации активных копинг-стратегий, нацеленных на решение проблемы. Однако, в силу объективных обстоятельств, когда изменение стрессовой ситуации и решение связанных с ней проблем представляется невозможным, копинг-поведение ориентируется на изменение психического состояния путем использования психологических защит. Защитные процессы направлены на сохранение целостности и независимости личности, ее самоутверждение и самоуважение. Главной задачей защитных механизмов является контролирование и подавление негативных психических состояний, возникающих под действием стрессора, когда сам стрессор еще продолжает действовать. Р.М. Грановская считает, что за счет нейтрализации опасных для душевного мира сигналов защита выступает как система стабилизации личности, проявляющаяся если не в устранении, то хотя бы в сведении к минимуму отрицательных переживаний [2, с. 85].

Страницы: 1 2 3

Некоторые эффекты и законы памяти
Эффект Зейгарник. Он состоит в следующем: два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям. В своих исследован ...

Диагностическая часть
Цель исследования — сравнить особенности характера, темперамента, тревожности, самооценки и уровня притязаний работника руководящего звена и работника подчиненного статуса. В исследовании принимали участие две испытуемые одинакового возраста: 1. Перминова Наталья Алексеевна 43 года. Образование высшее. Долгое время имела свой бизнес. ...

Психоаналитические концепции развития малых групп
Теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шепарда о двух фазах в развитии группы, реализации модели развития (отклонение, или распад группы). Идея развития группы Р. Морленда и Дж, Ливайна о «социализации группы», стадиях развития группы (оценивание групповых целей, обязательства группы, преобразование ролей в группе), о периодах развития ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru