Конфликты в системе высшего образованияСтраница 2
различия в ценностных ориентациях (15%);
различия в уровне профессионализма (15%);
нетерпимость, бестактность в общении друг с другом (8%);
разногласия между старшими и младшими поколениями преподавателей на кафедре (5%).
До 70% преподавателей считают своих коллег некомпетентными людьми, и в то же время самооценка самих опрошенных довольно высока.
Взаимодействия по линии «преподаватель-студент» является одним из основных во всем социально-педагогическом процессе. Именно здесь происходит непосредственная «передача» всего многообразия знаний, информации, установок, ценностных ориентаций, аккумулированных в системе высшего образования.
Специфика конфликтов типа «преподаватель-студент» и «студент-преподаватель» (в отличие от конфликтов типа «учитель-ученик») заключается в том, что студент в значительно большей степени является самостоятельным субъектом педагогического процесса. По сути, он выступает «заказчиком» типа образования и способен осознанно оценивать «предлагаемый ему товар».
Другая особенность во взаимодействии «преподаватель-студент» (характерная, прежде всего для российского образования) заключается в том, что преподаватель, обладая высоким профессиональным статусом в вузовской среде, в повседневной жизни низведен до самого низкого уровня. Нередки случаи, когда студент из более благополучных социальных слоев смотрят на преподавателей как на неудачников. И эта особенность также стимулирует конфликтность.
Во взаимодействиях студентов и преподавателей наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:
различия в ценностных ориентациях;
бестактность в общении;
различия во взаимных ожиданиях;
уровень профессионализма преподавателей и успеваемость студентов.
Различия в ценностных ориентациях обусловлены, прежде всего, периодам нестабильности в идейно-нравственной сфере российского общества.
Формы общения преподавателей и студентов во многом зависят от структурных и индивидуально-психологических качеств взаимодействующих субъектов, а также от установившихся в вузовском коллективе традиций, норм и правил общения.
Различия во взаимных ожиданиях преподавателей и студентов охватывают широкий круг проблем – от ценностных ориентаций до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения. Значительная часть конфликтов типа «студент-преподаватель» возникает из-за низкого профессионального уровня преподавателя. Такого мнения придерживаются 33% опрошенных студентов. Многих студентов не устраивает и отрыв общественно-политических наук от реальной жизни. Свое негативное отношение к программам учебного курса по социально-экономическим дисциплинам высказал каждый третий студент.
В свою очередь, низкую эффективность учебного процесса и конфликтность в общении преподаватели объясняют следующими причинами:
иждивенческое отношение к учебе, лень, нежелание учиться (каждый третий преподаватель-респондент);
слабая базовая подготовка по гуманитарным наукам, отсутствие самостоятельного мышления, низкий уровень общей образованности и политической культуры, непонимание ими значимости общественно-политических дисциплин (13% опрошенных);
отсутствие интереса к учебе и к будущей профессии (69%);
завышенная самооценка (30%).
Причины конфликта «студент-студент», по оценкам самих студентов, имеют следующие основания:
неадекватность оценок и самооценок (28%);
различия в ценностных ориентациях (23%);
разлад человека с самим собой (13%);
бестактность в общении, зависть к успехам другого (9%).
В последние годы в среде преподавателей и студентов значительно возросло количество внутриличностных конфликтов. Материальные трудности, низкий социальный престиж и отсутствие каких-либо перспектив на ближайшее будущее вынуждает и преподавателей и студентов искать источники дополнительного заработка, совмещать порой несовместимые сферы деятельности, унижаться ради «куска хлеба». Внутриличностные конфликты стимулируют возникновение различного рода иных конфликтов и оказывают негативное влияние на педагогический процесс.
Сущность и структура общения
В дальнейшем, рассматривая различные аспекты, связанные с процессом общения, необходимо дать определение понятию «общение». Во всём многообразии психологических направлений существуют различные подходы к определению понятия «общение».
Наиболее полно, по нашему мнению, раскрывается суть общения в следующем определении: общение –
1).сло ...
Практическая часть
Целью данного исследования является выявления уровня социально-психологической адаптированности студентов мужского и женского пола. Были использованы следующие методики:
· индекс жизненной удовлетворенности ИЖУ Неугартена;
· методика диагностики социально-психологической адаптации СПА К. Роджерса и Р. Даймонда.
Методика ИЖУ позволяет ...
Тревожность. Анализ и состояние проблемы
Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины.
Изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Прежде все ...