Конфликты в системе высшего образования
Страница 2

Материалы » Эффективные пути выхода из конфликтов » Конфликты в системе высшего образования

различия в ценностных ориентациях (15%);

различия в уровне профессионализма (15%);

нетерпимость, бестактность в общении друг с другом (8%);

разногласия между старшими и младшими поколениями преподавателей на кафедре (5%).

До 70% преподавателей считают своих коллег некомпетентными людьми, и в то же время самооценка самих опрошенных довольно высока.

Взаимодействия по линии «преподаватель-студент» является одним из основных во всем социально-педагогическом процессе. Именно здесь происходит непосредственная «передача» всего многообразия знаний, информации, установок, ценностных ориентаций, аккумулированных в системе высшего образования.

Специфика конфликтов типа «преподаватель-студент» и «студент-преподаватель» (в отличие от конфликтов типа «учитель-ученик») заключается в том, что студент в значительно большей степени является самостоятельным субъектом педагогического процесса. По сути, он выступает «заказчиком» типа образования и способен осознанно оценивать «предлагаемый ему товар».

Другая особенность во взаимодействии «преподаватель-студент» (характерная, прежде всего для российского образования) заключается в том, что преподаватель, обладая высоким профессиональным статусом в вузовской среде, в повседневной жизни низведен до самого низкого уровня. Нередки случаи, когда студент из более благополучных социальных слоев смотрят на преподавателей как на неудачников. И эта особенность также стимулирует конфликтность.

Во взаимодействиях студентов и преподавателей наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:

различия в ценностных ориентациях;

бестактность в общении;

различия во взаимных ожиданиях;

уровень профессионализма преподавателей и успеваемость студентов.

Различия в ценностных ориентациях обусловлены, прежде всего, периодам нестабильности в идейно-нравственной сфере российского общества.

Формы общения преподавателей и студентов во многом зависят от структурных и индивидуально-психологических качеств взаимодействующих субъектов, а также от установившихся в вузовском коллективе традиций, норм и правил общения.

Различия во взаимных ожиданиях преподавателей и студентов охватывают широкий круг проблем – от ценностных ориентаций до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения. Значительная часть конфликтов типа «студент-преподаватель» возникает из-за низкого профессионального уровня преподавателя. Такого мнения придерживаются 33% опрошенных студентов. Многих студентов не устраивает и отрыв общественно-политических наук от реальной жизни. Свое негативное отношение к программам учебного курса по социально-экономическим дисциплинам высказал каждый третий студент.

В свою очередь, низкую эффективность учебного процесса и конфликтность в общении преподаватели объясняют следующими причинами:

иждивенческое отношение к учебе, лень, нежелание учиться (каждый третий преподаватель-респондент);

слабая базовая подготовка по гуманитарным наукам, отсутствие самостоятельного мышления, низкий уровень общей образованности и политической культуры, непонимание ими значимости общественно-политических дисциплин (13% опрошенных);

отсутствие интереса к учебе и к будущей профессии (69%);

завышенная самооценка (30%).

Причины конфликта «студент-студент», по оценкам самих студентов, имеют следующие основания:

неадекватность оценок и самооценок (28%);

различия в ценностных ориентациях (23%);

разлад человека с самим собой (13%);

бестактность в общении, зависть к успехам другого (9%).

В последние годы в среде преподавателей и студентов значительно возросло количество внутриличностных конфликтов. Материальные трудности, низкий социальный престиж и отсутствие каких-либо перспектив на ближайшее будущее вынуждает и преподавателей и студентов искать источники дополнительного заработка, совмещать порой несовместимые сферы деятельности, унижаться ради «куска хлеба». Внутриличностные конфликты стимулируют возникновение различного рода иных конфликтов и оказывают негативное влияние на педагогический процесс.

Страницы: 1 2 

Межличностные конфликты в семье
Семья — уникальный институт взаимодействия людей. Уникаль­ность эта заключается в том, что этот теснейший союз нескольких людей (муж и жена, потом дети, с ними могут совместно проживать и родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства. В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействи ...

Структурные методы.
Четыре структурных метода разрешения конфликта: q разъяснение требований к работе, q использование координационных и интеграционных механизмов, q установление общеорганизационных комплексных целей, q использование системы вознаграждений. Разъяснение требований к работе. Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункцион ...

Руководители, добивающиеся результатов
Многие менеджеры ошибочно полагают, что стиль руководства тесно связан с самой личностью, нежели чем является стратегическим выбором. Вместо того, чтобы выбирать тот один стиль, который подходит их темпераменту, им следует спросить, какой стиль лучше всего подходит для нужд конкретной ситуации. Исследования показали, что наиболее успеш ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru