Сущность и структура общения
В дальнейшем, рассматривая различные аспекты, связанные с процессом общения, необходимо дать определение понятию «общение». Во всём многообразии психологических направлений существуют различные подходы к определению понятия «общение».
Наиболее полно, по нашему мнению, раскрывается суть общения в следующем определении: общение –
1).сложный, многоплановый процесс установления и
развития контактов между людьми включающий в себя обмен информацией,
выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;
2) – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие
субъектов, направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и
личностно-смысловых образований партнёра.
По этому определению сущность общения заключается, по нашему мнению, в двух основных аспектах. В первой части раскрывается внутренний аспект общения, характеризующий в основном структуру, а во второй части раскрывается как бы внешняя сторона этого столь объёмного понятия.
При дальнейшем рассмотрении проблемы общения необходимо раскрыть понятие «структура общения».
Наиболее полный и законченный вид, по нашему мнению, имеет система взглядов на структуру общения, предложенная Г.М. Андреевой.1 Центральным моментом здесь является предложение рассматривать в качестве структурных элементов общения три его взаимосвязанных компонента (стороны): коммуникативный, интерактивный и перцептивный.
Под коммуникативным
компонентом общения подразумевают обмен идеями, мыслями, интересами, настроениями, представлениями и т.п. в ходе совместной деятельности (т.е. обмен информацией между общающимися индивидами).
Интерактивный
компонент общения заключается в организации взаимодействия между общающимися людьми, т.е. в обмене не только знаниями, идеями но и действиями. Г.М. Андреева подчёркивает, что общение как взаимодействие – это обмен знаками, которые предназначены для «другого» с целью изменить его поведение и согласовать совместные действия, направленные на достижение общей для участников деятельности цели.
Перцептивный
компонент общения предлагается интерпретировать как процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Выделение этого компонента в качестве самостоятельного связано, на наш взгляд, со стремлением подчеркнуть наличие когнитивых процессов (например: осознания) в общении. То есть в акте общения имеет место не только обмен информацией или действиями, но и стремление понять и проинтерпретировать намерения «другого» (каковы его мотивы, установки, с какой целью он обменивается информацией и т.п.).
В следующей главе мы остановим свое внимание на перцептивном компоненте общения, т.е. перейдем к непосредственному анализу предмета работы.
Личностное развитие детей-инвалидов с нарушением зрения. Особенности
развития детей-инвалидов при нарушениях зрения
«Инвалид» - любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей
К категории детей–инвалидов относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизне ...
Экспериментальная проверка эффективности технологии формирования
коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра
Основные направления работы с младшими школьниками, повещавшими фольклорный ансамбль досугового центра определялись особенностями формирования речевой деятельности на занятиях и репетициях, спецификой языкового материала и были направлены на совершенствование основных коммуникативных умений учащихся начальной школы, необходимых для успе ...
Вывод
По проведенным нами исследованиям, мы можем сказать следующее, что - выбор серого цвета у подростков влияет на склонность к виктимному поведению.
В ходе исследования мы выявили, что исследуемая группа подростков достаточно часто попадает в неприятные или даже опасные для здоровья и жизни ситуации. Причиной этого является внутренняя пре ...

