Конфликты в системе высшего образования
Страница 1

Материалы » Эффективные пути выхода из конфликтов » Конфликты в системе высшего образования

Причины возникновения конфликтов. [8; 150].

Рассмотрим причины возникновения конфликтов по всем основным линиям взаимодействия в системе высшего образования. Главные причины конфликтов по линии взаимодействия «ВУЗ – общество» обусловлены недостаточностью и нерегулярностью государственного финансирования вузовского образования. Следствиями этого являются следующие негативные тенденции:

- деградация материально-технической базы ВУЗов;

- падение престижа социального статуса преподавателя;

- снижение мотивации преподавательской деятельности;

- отток профессорско-преподавательского состава в коммерческие структуры (в последние годы из ВУЗов ушли 15% профессоров и 10% доцентов) [8; стр. 124];

- утечка умов из среды академических и вузовских ученых за рубеж.

Низкий уровень заработной платы преподавателей вынуждает их искать источники дополнительного заработка.

Перечисленные причины негативно сказываются на морально-психологическом климате в вузовской среде, способствуют возникновению различного рода конфликтов и снижают уровень подготовки специалистов высшей квалификации.

Другая группа конфликтов по линии взаимодействия «ВУЗ – общество» непосредственно связана с процессом обучения и его результатами. Здесь можно выделить следующие противоречия:

отставание интеллектуального и творческого уровней выпускаемых вузом специалистов от потребностей современного общества;

недостаточная гибкость вузовского образования в вопросах подготовки специалистов необходимого профиля, в результате чего значительная часть выпускников оказывается невостребованной;

невостребованность специалистов с высоким уровнем образования и интеллекта, ориентированных на академическую (фундаментальную) науку, искусство, литературу, т.е. работников высокоинтеллектуального труда.

Конфликты по линии взаимодействия «ректорат – вузовский коллектив» в основном сводятся к двум причинам: стилю руководства учебным заведением и социально-психологическому климату в вузовском коллективе.

Существует три стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный, или директивный, стиль предполагает высокую централизацию власти, единоначалие в принятии решений и жесткий контроль за деятельностью подчиненных.

Демократический, или коллегиальный, стиль основан на коллективном обсуждении важнейших производственных проблем и коллективной ответственности. Такой стиль управления стимулирует инициативу со стороны подчиненных и способствует установлению благоприятного психологического климата в коллективе.

Либеральный, или попустительский, стиль предполагает минимальное участие руководителя в управлении коллективом.

Современный руководитель должен в совершенстве владеть различными методами управления, так как в разных ситуациях наиболее эффективным и приемлемым может оказаться тот или иной стиль руководства.

По данным социологических исследований [8;стр.125], лишь треть преподавателей, из числа опрошенных отметили позитивную роль руководства вузов во всех сферах вузовской жизни, в том числе и в разрешении конфликтов.

Оценки студентов более негативны: стиль работы ректората одобрил только каждый четвертый опрошенный, а не одобрил каждый третий. Стиль управления на уровне факультета одобрил лишь каждый десятый студент, а не одобрил – каждый второй.

На уровне кафедр также доминируют причины конфликтов, связанные со стилем руководства. Плохую организацию труда отметили 20% респондентов, несправедливое распределение нагрузки – 18%, недовольство проводимой на кафедре кадровой политикой – 15%. [8; стр.126].

Конфликты типа «преподаватель- преподаватель» в основном связаны с социально-профессиональной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями профессорско-преподавательского коллектива.

По мнению преподавателей - респондентов, причины конфликтов в вузовских коллективах имеют следующие основания:

Страницы: 1 2

Невротические реакции и состояния, этиогенез и основные формы
Один и тот же симптом может являться как неврозом, так и неврозоподобным состоянием. Для диагностики невроза или невротической реакции должно иметь место следующее: психотравма, тот или иной симптом, взаимосвязь психотравмы и появления данного симптома. То есть невротическая реакция (если взять за основу причину, вызвавшую данное отклон ...

Игра «Счёт до десяти»
Все становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали» следует закрыть глаза, опустить свои носики вниз и сосчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать вы будете по очереди. Кто-то скажет «один», другой – «два», третий – «три» и т.д. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только ...

Специфические причины девиантного поведения подростков
С.А. Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. Поскольку разработка практических ме ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru