Невротические реакции и состояния, этиогенез и основные формы

Материалы » Основы психосоциальной работы » Невротические реакции и состояния, этиогенез и основные формы

Один и тот же симптом может являться как неврозом, так и неврозоподобным состоянием. Для диагностики невроза или невротической реакции должно иметь место следующее: психотравма, тот или иной симптом, взаимосвязь психотравмы и появления данного симптома. То есть невротическая реакция (если взять за основу причину, вызвавшую данное отклонение) –– это тот или иной симптом (например, недержание мочи, заикание и т. п.), возникшее сразу после вероятной психотравмы, например, после первого визита в детский сад, школу, после посещения стоматолога, развода родителей или рождения в семье маленького брата или сестры, появления отчима и т. д. Это – теоретически, а на практике не всегда можно проследить и установить четкую взаимосвязь между предполагаемой психотравмой и появлением того или иного симптома. Но невротическую форму заболевания можно диагностировать не по предполагаемому происхождению, а по клинической картине. Предположим, ребенок получил в школе двойку, в семье случился какой-то скандал и т. п. – в этот день симптом проявляется и, наоборот, на фоне временной нормализации обстановки в школе и дома – симптома нет или его выраженность значительно. То есть мы можем выделять невротическую форму того или иного заболевания, как по этиологическому (причинному) фактору, так и по клинике. Чаще всего врачам приходится встречаться с истерическим типом невротического реагирования. Если это больные, у которых в характере есть истерические черты, то симптом, действительно, может быть условно приятным, например, поводом не ходить в детский сад, поводом для отвлечения внимания родителей от недавно родившегося брата и т. д. Даже специалистам бывает трудно дифференцировать, является тот или иной симптом неврозом или неврозоподобным (похожим на невроз) состоянием, однако для выбора ведущего метода лечения это важно. Во всем этом разобраться может только врач-психотерапевт. Ни в коем случае не упуская из виду всего, что окружает пациента, включая семейную обстановку, часто нуждающуюся в коррекции, главное – устранить основной симптом болезни – если это нарушение той или иной функции организма. Часто бывает, что если устраняется основной симптом, то уходят другие невротические наслоения, происходит нормализация семейной обстановки, причем, как в тех случаях, когда речь идет о неврозе, так и в случаях, когда речь идет о неврозоподобном состоянии. Если же психотравма вызвала нарушение поведения, то здесь ситуация еще сложнее, т. к. не всякое нарушение поведения следует лечить, т. к. оно может пройти само, а его преждевременное лечение может вызвать как раз расстройство той или иной функции организма. Еще раз повторим, что самим разобраться в этом невероятно трудно, большинство психологов (особенно не медицинских, не клинических) не могут справиться с этими проблемами, да и не имеют право, т. к. это – в первую очередь – компетенция медицины, и психотерапии, в частности. Разумное сочетание методик, центрированных (направленных) на симптом, пациента, семью может дать достаточно быстрый и стойкий результат.

Терапия невротических состояний зависит от степени их тяжести. Более легкие невротические состояния часто разрешаются спонтанным выздоровлением в силу того, что в жизни человека что-то меняется решающим образом, «направление опять оказывается правильным». Иногда решающей оказывается встреча с психотерапевтом. Возможности помощи легче увидеть, когда невротическое поведение связано с психическим симптомом. Их труднее заметить, когда невротические структуры стали чертами характера личности, или выражающиеся психосоматически. С начала этого столетия существует систематическая психотерапия. В большинстве психотерапевтических школ терапия означает помощь в самолечении. Однако, школы различаются по избираемому ими пути. Прошло немало времени, пока не выяснилось, что невротическое поведение нуждается в помощи психиатрических работников. До этого невротические «конечные состояния» скапливались в больницах для хроников, или же больные с истерией и обсессиями госпитализировались во время обострений для кратковременного успокаивания с помощью обычных лекарств

Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в ДОУ г.Зеи
Агрессивные дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку. Направления психопрофилактической работы в ДОУ с агрессивными дошкольниками: · обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой; · обучение дошкольников п ...

Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми. Модели российских и зарубежных социальных служб в работе с агрессивными детьми
Опыт социальной работы Красноярского Центра социального здоровья «Качинский» позволил сформулировать ряд теоретических и практических положений, которые можно рассматривать как варианты первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в рамках комплексной медико-психологической и социально-педагогической программы профилактики агресси ...

Воспитательный процесс в средней школе. Основные цели, задачи и управление воспитательным процессом
В законе Российской Федерации "Об образовании" говорится, что образование - единый целостный процесс воспитания и обучения [8]. Согласно А.С. Макаренко "воспитание - это процесс целенаправленного систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru