Методы влияния религиозных культов, применяемые для привлечения новых членов
Членство в деструктивном культе является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать культистов, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики культа, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении
. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т.п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.
Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к «полной и абсолютной Истине»
(часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также индивиды с художественным складом мышления. Эта группа частично совпадает с категорией лиц, которых на Западе называют «true believers» («истинно верующие») и которые характеризуются преобладанием внешнего локуса контроля в поведении и сознании. В целом же можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны деструктивных культов может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек.
Кто подвержен воздействию культов?
В ходе работы мне стало ясно, что любой человек и любые отношения могут подвергнуться влиянию культовой вовлеченности. Культы воздействуют на всех нас. Подумайте о людях, которые окружают вас в жизни: Матери, отцы, дети, братья, сестры, бабушки, дедушки, тети, дяди, племянницы, племянники, мачехи, отчимы, сводные сестры, сводные братья, ...
2 этап.
После проведения "экспресс методики" по изучению социально-психологического климата коллектива (экипажа), выводятся средние оценки по выборке для каждого компонента: эмоционального, когнитивного и поведенческого:
∑(+) - ∑(-)
Э =
n ,
где:
∑(+) – количество положительных ответов, содержащихся в столбце; ...
Объект конфликта.
Одним из непременных элементов конфликта является объект, т.е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида:
q Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно.
q Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участникам ...