Причины и последствия дезадаптации младших подростков
Страница 2

Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми различными факторами.

1. Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.

2. Соматическая ослабленность ребенка.

3. Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.

4. Двигательные нарушения.

5. Эмоциональные расстройства.

Основными причинами дезадаптации человека являются группы факторов. К ним относятся: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те и другие.

Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связаны с недостаточной реализацией

его социальных потребностей как личности. К ним можно отнести:

- длительную болезнь;

- ограниченные возможности ребенка для общения со средой обитания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны его окружения;

- длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вынужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедеятельности;

- переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение иных служебных обязанностей) и др.

Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление. К ним следует отнести:

- нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ребенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»; семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, насилие над ребенком;

- отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;

- подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в детский сад, школу; смена группы, класса);

- подавление личности группой (дезадаптирующая группа) – неприятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие над ним и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстникам – явление частое;

- негативное проявление «рыночного воспитания», когда успешность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея обеспечить достаток, человек оказывается в сложном депрессивном состоянии;

- негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании». Формирование интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов социального благополучия и легкости их достижения. Реальная жизнь приводит к значительному разочарованию, комплексированию, дезадаптации. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и боевики формируют у незрелого человека представление о смерти, как чем-то туманном и идеализированном;

- дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии которой ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт. Такая личность называется дезадаптирующей (дезадаптирующий ребенок – группа) –

это человек (группа), который (которая) в определенных условиях по отношению к среде (группе) либо отдельной личности выступает фактором дезадаптации (влияющим на самопроявление) и, таким образом, сдерживает его активность, способность наиболее полно реализовать себя. Примеры: девушка по отношению к неравнодушному к ней парню; гиперактивный ребенок по отношению к классу; трудновоспитуемый, активно играющий провоцирующую роль по отношению к учителю (особенно к молодому) и пр.;

- перегрузку, связанную с «заботой» о развитии ребенка, не подходящую его возрасту и индивидуальным возможностям и др. Такой факт имеет место, когда неподготовленного ребенка отдают в школу или в гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным возможностям; загружают ребенка без учета его физических и психических возможностей (например, занятиями спортом, учебой в школе, занятиями и кружке) [53, с. 90].

С понятием «школьной дезадаптации» связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников. Эти отклонения могут быть и у психически здоровых детей, и у детей с различными нервно-психическими расстройствами (но не у детей с физическими дефектами, органическими расстройствами, олигофренией и др.). Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д.

Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего, для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах.

Дезадаптация детей и подростков приводит к различным последствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе:

- личностные деформации;

- недостаточное физическое развитие;

- задержка психического развития;

- возможные мозговые дисфункции;

- типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность или возбудимость, агрессивность);

Страницы: 1 2 3

Переговоры.
Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает переговоры. Обычно одним из условий начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают враждовать, но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на пер ...

Изучение «Я» – концепции и мотивации личности
«Я» – концепция, или идеальная представленность индивидов себе как в другом, – важный структурный элемент психического облика личности. Степень адекватности «Я» – образа наиболее часто выясняется при изучении самооценки личности. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самоо ...

Причины наркомании и их социальные и психологические последствия
Наркомания является многофакторным заболеванием, включающим в себя как социальные, психологические, так и биологические причины. Действительно, у химически зависимых больных наблюдаются дефекты «центров удовольствия» в ЦНС, что в совокупности с индивидуальными характерологическими особенностями личности и особенностями социального разви ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru