Причины проявления агрессивности у дошкольников
Страница 1

Материалы » Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми » Причины проявления агрессивности у дошкольников

Учёные разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

В детском саду часто можно встре­тить детей, отличающихся ярко выра­женной агрессивностью: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессив­ных детей чаще встречаются мальчики, детей бывает обычно немного (один-два), они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность, группы возрастает. Воспитателю приходится не­легко с ними: они не знают, как посту­пать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуются родители тех, кого они обижают.

В каких-то случаях агрессивность может проявлять­ся, как симптом нервно-психического за­болевания, однако это встречается не столь часто, чтобы можно было гово­рить о биологической предопределен­ности агрессивности у детей. На наш взгляд, определяющее значение для фор­мирования агрессивности у детей имеют отношения в семье, особенности лич­ности самого ребенка и его родителей, их установки, стиль воспитания, жизненные смыслы и цен­ности (Приложение Б).

Каждый из этих факторов дей­ствует не в отдельности, только их осо­бое сочетание и взаимодействие создают условия, способствующие развитию агрессивности в детском возрасте.

Опыт работы с агрессивными деть­ми дошкольного возраста позволил выделить психологам две группы детей, агрессив­ность которых имеет различную природу.

Первую группу агрессивных детей отличает то, что родители не занимают­ся ими, дети предоставлены сами себе, между членами семьи существуют кон­фликтные, напряженные отношения, в которые вовлечены и дети. Ребенка под­вергают строгим, и том числе и физическим, наказаниям. Часто все члены семьи (родители и представители старшего по­коления) употребляют алкоголь. Обычно в таких семьях отсутствует отец, если же он есть, то воспитанием ребенка не за­нимается. Отношение же матери к ребен­ку отличается неприятием его как лич­ности, предъявлением завышенных требований к нему, подчеркиванием его не­умелости, нетактичности. За любые, да­же незначительные, проступки ребенка строго наказывают.

О том, как переживают дети свое положение в семье, достаточно наглядно свидетельствуют их высказывания и ри­сунки. Как правило, у таких детей завы­шенная самооценка, причем, по мнению детей, мать ценит их ниже, чем они себя сами. Отец ценит их так же, как и они себя, или ниже, но все же более высоко, чем мать. В желаниях детей, которые вы­яснялись нами с помощью методики мотивационных предпочтений, отчетливо выражена потребность в материнской любви и признании. Все дети из этой группы выражали желание иметь друзей. Агрессивность детей этой группы - это реакция на неудовлетворяющие их отношения с родителями, особенно с матерью. Недостаток, а порой и отсут­ствие любви и признания со стороны ро­дителей, вызывает развитие агрессив­ности как у мальчиков, так и у девочек.

Агрессивные дети из второй группы отличаются не только тем, что растут в социально благополучных семьях, но и личностными особенностями (мотива­цией, самооценкой). В отличие от детей первой группы, они не испытывают не­достатка в любви и признании со сторо­ны родителей. Характерной особен­ностью семей этой группы является то, что родители, чаще всего отцы или старшие братья юношеского возраста, сами проявляют агрессивность и враж­дебность по отношению к окружающему миру, не считаются с интересами других людей. При этом, как показывает наш опыт работы, такой тип воспитания спо­собствует развитию агрессивности толь­ко у мальчиков. В своей практике мы не сталкивались с агрессивными девочками, родители которых придерживались та­ких жизненных ценностей.

Для воспитательной позиции роди­телей характерно стремление сделать из своего сына "настоящего мужчину". Ро­дители поощряют отстаивание ребенком своих интересов с помощью силы, стре­мление отомстить обидчику, при этом они не приемлют каких-либо проявлений агрессии со стороны ребенка в отноше­нии себя. Отцы или братья считают, что ребенок должен с детства уметь постоять за себя, для этого они записывают их в спортивные секции (преимущественно борьбы) или сами обучают "приемам". Родители всегда защищают своего ребенка, находя оправдания его поступкам и обвиняя других. Ребенка редко нака­зывают, в отличие от агрессивных детей из первой группы.

Страницы: 1 2

Проявления неврастении
Три формы. Гиперстеническая форма, с которой дебютирует заболевание, проявляется повышенной психической возбудимостью, выраженной раздражительностью. Больных раздражает малейший шум, разговоры окружающих, любые звуки, быстрое передвижение людей, просто толпа окружающих, многолюдные сборища. Они легко раздражаются, кричат на близких, сот ...

Исторические методы (методы анализа документов)
Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида - человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако и ...

Классификация форм психологической защиты
В настоящее время психологической защитой считаются любые реакции, которым человек научился и прибегает к их использованию неосознанно, для того чтобы защитить свои внутренние психические структуры, свое ''Я'' от чувств тревоги, стыда, вины, гнева, а также от конфликта, фрустрации и других ситуаций, переживаемых как опасные (например, д ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru