Причины проявления агрессивности у дошкольников
Страница 1

Материалы » Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми » Причины проявления агрессивности у дошкольников

Учёные разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

В детском саду часто можно встре­тить детей, отличающихся ярко выра­женной агрессивностью: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессив­ных детей чаще встречаются мальчики, детей бывает обычно немного (один-два), они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность, группы возрастает. Воспитателю приходится не­легко с ними: они не знают, как посту­пать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуются родители тех, кого они обижают.

В каких-то случаях агрессивность может проявлять­ся, как симптом нервно-психического за­болевания, однако это встречается не столь часто, чтобы можно было гово­рить о биологической предопределен­ности агрессивности у детей. На наш взгляд, определяющее значение для фор­мирования агрессивности у детей имеют отношения в семье, особенности лич­ности самого ребенка и его родителей, их установки, стиль воспитания, жизненные смыслы и цен­ности (Приложение Б).

Каждый из этих факторов дей­ствует не в отдельности, только их осо­бое сочетание и взаимодействие создают условия, способствующие развитию агрессивности в детском возрасте.

Опыт работы с агрессивными деть­ми дошкольного возраста позволил выделить психологам две группы детей, агрессив­ность которых имеет различную природу.

Первую группу агрессивных детей отличает то, что родители не занимают­ся ими, дети предоставлены сами себе, между членами семьи существуют кон­фликтные, напряженные отношения, в которые вовлечены и дети. Ребенка под­вергают строгим, и том числе и физическим, наказаниям. Часто все члены семьи (родители и представители старшего по­коления) употребляют алкоголь. Обычно в таких семьях отсутствует отец, если же он есть, то воспитанием ребенка не за­нимается. Отношение же матери к ребен­ку отличается неприятием его как лич­ности, предъявлением завышенных требований к нему, подчеркиванием его не­умелости, нетактичности. За любые, да­же незначительные, проступки ребенка строго наказывают.

О том, как переживают дети свое положение в семье, достаточно наглядно свидетельствуют их высказывания и ри­сунки. Как правило, у таких детей завы­шенная самооценка, причем, по мнению детей, мать ценит их ниже, чем они себя сами. Отец ценит их так же, как и они себя, или ниже, но все же более высоко, чем мать. В желаниях детей, которые вы­яснялись нами с помощью методики мотивационных предпочтений, отчетливо выражена потребность в материнской любви и признании. Все дети из этой группы выражали желание иметь друзей. Агрессивность детей этой группы - это реакция на неудовлетворяющие их отношения с родителями, особенно с матерью. Недостаток, а порой и отсут­ствие любви и признания со стороны ро­дителей, вызывает развитие агрессив­ности как у мальчиков, так и у девочек.

Агрессивные дети из второй группы отличаются не только тем, что растут в социально благополучных семьях, но и личностными особенностями (мотива­цией, самооценкой). В отличие от детей первой группы, они не испытывают не­достатка в любви и признании со сторо­ны родителей. Характерной особен­ностью семей этой группы является то, что родители, чаще всего отцы или старшие братья юношеского возраста, сами проявляют агрессивность и враж­дебность по отношению к окружающему миру, не считаются с интересами других людей. При этом, как показывает наш опыт работы, такой тип воспитания спо­собствует развитию агрессивности толь­ко у мальчиков. В своей практике мы не сталкивались с агрессивными девочками, родители которых придерживались та­ких жизненных ценностей.

Для воспитательной позиции роди­телей характерно стремление сделать из своего сына "настоящего мужчину". Ро­дители поощряют отстаивание ребенком своих интересов с помощью силы, стре­мление отомстить обидчику, при этом они не приемлют каких-либо проявлений агрессии со стороны ребенка в отноше­нии себя. Отцы или братья считают, что ребенок должен с детства уметь постоять за себя, для этого они записывают их в спортивные секции (преимущественно борьбы) или сами обучают "приемам". Родители всегда защищают своего ребенка, находя оправдания его поступкам и обвиняя других. Ребенка редко нака­зывают, в отличие от агрессивных детей из первой группы.

Страницы: 1 2

Модель и причины разводов
Американский психолог Маслоу предложил диалектическую модель процесса развода, которая включает в себя семь стадий и соответствующие им терапевтические методы помощи его участникам. «Эмоциональный развод» - разрушение иллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать ...

Нарушение мотивационного компонента восприятия
Роль измененного личностного компонента в восприятии можно выявить разными путями: а) путем анализа расстройств самого процесса восприятия; б) путем создания специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива восприятия. О значении личностного фактора в перцептивной деятельности говорят данн ...

Трудовой пост и его структура
Ключевым компонентом основных понятий, характеризующих профессиональную трудовую деятельность, является "трудовой пост". ► Под трудовым постом понимают ограниченную вследствие разделения труда и зафиксированную документально область приложения сил человека с целью создания социально ценного продукта (материальных вешей, ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru