Методические рекомендации
Страница 2

В.В. Зинченко, была разработана методика активизации межсубъектных взаимодействий учащихся на основе их включения в коммуникативные ситуации, которая отражает логику поэтапного формирования социальной активности. Под коммуникативной ситуацией, понимается стихийно возникающие или специально организованные педагогом ситуации в общении, вызванные потребностями вербального взаимодействия учащихся в ходе совместной деятельности и требующие определенного уровня сформированности коммуникативных умений и навыков для их разрешения [29, с.9 – 14].

В основе данной методики лежит включение младших школьников:

• Формирование социального доверия младших школьников друг к другу;

• Развитие социальных эмоций младших школьников;

• Формирование умения отстаивать собственную позицию в процессе общения;

• Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.

1. Коммуникативно-исполнительские ситуации предполагают формирование у младших школьников потребности налаживании межличностных контактов в ходе совместной деятельности, при этом процесс межличностного взаимодействия основывается на четком исполнении этических норм и правил поведения в обществе, которые подробно разъясняются учащимся перед началом совместной работы, а затем многократно повторяются по ходу ее выполнения.

Для усвоения и закрепления младшими школьниками норм и правил поведения в процессе взаимодействия используются различные формы работы: инсценировки, конкурсы, построение – диалогов учащимися и др. (Приложение 14).

2. Коммуникативно-адаптивные ситуации направлены на формирование у младших школьников стремления реализовывать конструктивное общение с партнерами в совместной деятельности; они организуются на внеурочных мероприятиях. При этом имеет место стимулирование стремлений учащихся согласовывать свои действия с требованиями других участников, включенных в различные ситуации (Приложение 14).

3. Следующая группа заданий называется коммуникативно-творческие ситуации. Они направлены на развитие у младших школьников умений и навыков анализа собственной позиции в процессе взаимодействия с партнерами и оценки результата совместных действий.

Ситуации данного типа предполагают определенный уровень сформированности рефлексивного компонента у учащихся, поэтому используются на заключительном этапе формирования социальной активности (Приложение 14).

Для преодоления отчуждения между детьми, еще мы советуем педагогам использовать игры, помогающие поднять ребенка выше в глазах сверстников и наладить эмоциональный контакт между ними.

1 группа игр: сюжетно-ролевые игры, в которых партнеры принимают на себя равноправные роли;

2 группа игр: игры-драматизации, цель которых психологическое сближение ребенка с другими героями;

3 группа игр: с помощью этой группы игр, можно переключить внимание на сверстников. Эти игры формируют умение замечать конкретного ребенка, выделять его среди других по признакам, устанавливающим контакты. Например: «Кто позвал?», «Ходит Ваня», «Лови мяч», «Каравай» (Приложение 18).

Проводя эти игры, нужно поручать «пренебрегаемым» и «изолированным» детям роль ведущего в игре, похвалить ребенка перед всей группой, отметить, на сколько хорошо он справился с ролью ведущего.

Существует еще один способ оптимизации общения ребенка в группе сверстников – научить его понимать эмоциональные состояния других и свои собственные и правильно на них реагировать. Для этого используют специальные упражнения, игры, этюды.

Развитие эмоционально – коммуникативных умений у дошкольников:

· Знакомство детей с различными эмоциональными переживаниями;

· Обучение распознаванию эмоций;

· Обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний;

· Игры для развития коммуникативных умений («Клубочек», «Найти друга», «Дотронься до …», «Сиамские близнецы», «Поводыри»).

Для успешной адаптации первоклассников, старших дошкольников и учеников начальной школы, мы предлагаем серию сказок, которая состоит из пяти «Лесных сказок».

Жили-были . Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории. Для школьников такие приятные вечера часто остаются в памяти как воспоминание о беззаботном детстве. Родители все реже читают детям вслух. Школьники читают сами, и, скорее всего, не сказки, а программные произведения. Но бывают моменты, когда хочется вернуться в мир детства, вновь почувствовать теплоту и единство семьи.

Страницы: 1 2 3

Теория когнитивного диссонанса. Основной принцип теории когнитивного диссонанса
В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип теории когнитивного диссонанса: «Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму». [42] Как описывал Фестингер, «диссонанс» – это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его у ...

Организация исследования.
Исследование проходилось на экспериментальной базе МОУ ДОД «Детской школы искусства» и МОУ «СОШ №5» города Воркуты; сроки проведения исследования апрель – июль 2007 года. Выборку составили 120 учащихся (возраст 8-16 лет): 80 человек в возрасте 8-12 лет, 40 человек в возрасте 13-16лет. Исследование проводилось в групповой форме, на ста ...

Социальные и психологические причины психогенных расстройств
Психотравмирующие раздражители, информация о семейных или любовных неприятностях, потере близких, крахе надежд, служебных неприятностях, предстоящем наказании за правонарушение, угрозе жизни, здоровью или благополучию. Раздражитель может быть однократный сверхсильный — при этом речь идет об острой психической травме, или многократно дей ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru