Агрессивность: понятие, причины возникновения и формы ее
проявленияСтраница 3
М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала вывод, что в тех сообществах, где ребенок получает суровое воспитание, частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу, не вызывающая у взрослых осуждения, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость. [6]
А.А.Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетных для ребенка взрослых. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.Опираясь на результаты исследований, можно заключить, что на развитие агрессии оказывают влияние два основных фактора: образец отношений и поведения родителей; характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.[7]
Р.Бэрон, Д.Ричардсон говорят о зависимости между практикой семейного воспитания и агрессивным поведением у детей, которая выражается в характере и строгости наказаний, а также в контроле поведения детей. В целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.
Многие специалисты считают одной из основных причин агрессивности недостатки семейного воспитания [1]:
1. Гиперопека/ гипоопека. Недостаточный контроль и присмотр за детьми (воспитание по типу гипопротекция) часто приводит к развитию стойких агрессивных форм поведения. Явление гиперопеки часто сопровождается рассогласованием предъявляемых к ребенку требований со стороны родителей, и это еще один дополнительный фактор развития детской агрессивности.
2. Физическое, психологическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку или по отношению к одному из членов семьи, свидетелем которого стал ребенок. В данном случае агрессивного поведения ребенка может рассматриваться как механизм психологической защиты или являться следствием научения (копирование родительской модели отношений).
3. Негативное влияние сибсов (отвержение, соперничество, ревность и жестокость с их стороны).
4. Материнская депривация, так же может быть рассмотрена как фактор становления агрессивного поведения. Фрустрирование потребностей в родительской ласке, любви, заботе, приводит к развитию чувства враждебности. Поведение такого ребенка отличается агрессивностью, но эта агрессивность носит защитный, протестный характер.
5. Наличие специфических семейных традиций, может стать причиной агрессивности ребенка. Речь идет об искаженных моделях воспитания, специфическом поведении родителей, и культивировании этих качеств (моделей воспитания), как единственно верных. По сути дела, речь идет о социальной изоляции ребенка, которая в свою очередь приведет к деформации картины мира, искажению индивидуально-личностных черт, агрессии, как реакции протеста.
Диагностические особенности процесса рисования пальцами
Затраченное время можно разделить на три значимых элемента:
1. продолжительность реакции до начала рисования,
2. паузы во время рисования,
3. общее время, затраченное на произведение каждого отдельного продукта и всех рисунков.
Продолжительность первой реакции. Она также может служить показателем относительной массы «вовлечённой» ил ...
Результаты исследования особенностей семейного воспитания младшего
школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Из 28 наблюдаемых учеников прогимназии № 1728 с СДВГ оказались 3 ребенка. Два мальчика и девочка. (Протоколы обследования представлены в приложении.)
Обработка и интерпретация данных. Наличие шести и более симптомов по каждой из двух составляющих СДВГ - дефицита внимания и гиперактивности - импульсивности – есть симптомы СДВГ у детей. ...
Экспериментальное исследование конфликтного поведения
подростков. Методы диагностики конфликтного
поведения подросткового возраста
В первой главе мы теоретически обосновали важность влияния конфликтного поведения на развитие личности подростков. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить существующую взаимосвязь между самооценкой и конфликтным поведением подростков. Конфликтность ...