Самопрезинтация субъекта в различных видах дискурса. Самопрезентация субъекта с точки зрения дискурса
Страница 1

Материалы » Проблема самопрезентации субъекта - дискурсивный подход » Самопрезинтация субъекта в различных видах дискурса. Самопрезентация субъекта с точки зрения дискурса

Самопрезинтация может проявляться в осознанном стремлении представить себя в определенном свете (собственно самопрезентация), произвести определенное впечатление на партнера по коммуникации (одновременно оказать воздействие), а также в связи с другими интенциями, в том числе и неосознаваемыми, которые также могут косвенно служить самопрезентации (например, критика другого часто связана с самопрезентацией). Неосознаваемая самопрезентация зачастую может осуществляться в привычных или стереотипных коммуникативных ситуациях (институциональный дискурс), когда речь человека во многом опирается на готовые формы. Обращаясь к исследованию самопрезентации, необходимо учитывать все перечисленные варианты, поскольку реальное впечатление, производимое человеком, складывается на общей основе.

Для уточнения определения интенции самопрезентации остановимся на терминологии. Под самопрезентацией обычно понимается процесс представления себя другим, создания определенного впечатления о себе, способствующего реализации цели субъекта в определенной коммуникативной ситуации. Интенции - это предметные направленности субъекта, которые образуют основу и глубинное содержание речи, связанное с целями деятельности субъекта, его желаниями, потребностями, установками. Соответственно в общем смысле интенция самопрезентации может рассматриваться как направленность субъекта на представление себя другим в ходе коммуникации.

Однако уже само перечисление разных форм самопрезентации свидетельствует о том, что эта направленность имеет сложную структуру. Человек говорит о себе, что, согласно определению интенции, указывает на направленность субъекта на себя. Вместе с тем, он представляет себя в определенном свете другим, производит впечатление на другого, что говорит об интенциональной направленности на собеседника (аудиторию). Очевидно, самопрезентация имеет сложную интенциональную основу, и вопрос требует специального анализа.

Для начала сопоставим направленность на самопрезентацию с какой-либо типовой интенцией, имеющей трактовку в литературе. Угроза, приказ, обещание – это интенции, направленные на другого человека (например, «конфликтный треугольник»). Их выражение в речи конвенционально, оно регулируется правилами, которые раскрываются в рамках теории речевых актов. [9, C. 164] Предполагается, что знание правил обеспечивает идентификацию интенции. Можно ли с этих позиций подойти к анализу направленности на самопрезентацию? Думается, что только отчасти. Во-первых, остается открытым вопрос, как соотносятся две характерные составляющие самопрезентации: на себя и на адресата речи (другого). Во-вторых, речевое выражение этой интенциональной направленности, судя по имеющимся данным, настолько многообразно, что вряд ли возможно очертить правила, по которым оно осуществляется. Не случайно в классификации речевых актов Дж. Серля нет такого класса, в который могла бы войти направленность на самопрезентацию. Не раскрывается она и в исследованиях интенциональности речи индивидуально – психологической ориентации.

Подходы к исследованию направленности на самопрезентацию, в ее классическом гофмановском понимании, наметились главным образом в последние годы. Это представления, развиваемые дискурсивной психологией, акцентирующей аспект интеракции, ориентации на партнера и убедительно показывающей, что смысл и форма сказанного подчинены интересам текущего коммуникативного акта. [8, C. 97] Особую важность для целей нашей работы имеет опирающийся на субъект – субъектную парадигму дискурсивный подход. В исследованиях интенциональности: представление о взаимосвязи и иерархичности интенций, направленности на партнера по коммуникации как ведущей, системообразующей направленности дискурса.

С позиций этих подходов направленность на самопрезентацию может быть рассмотрена как своего рода интенциональная структура, в которой направленность субъекта на себя сочетается с направленностью на другого, и обе составляющие тесно взаимосвязаны. Первая составляющая может быть обозначена, как самохарактеризация: субъект говорит о себе, что, очевидно, в ряде случаев, может осуществляться и без какого – либо намерения произвести конкретное впечатление и оказать воздействие на адресата речи. Вторая составляющая – самопредъявление, предусматривает именно стремление создать определенное впечатление у партнера по коммуникации и воздействовать на него. Сама семантика слова «самопредъявление» отражает наличие другого – того, перед кем осуществляется представление себя, что соответствует нашему представлению об интенциональной направленности субъекта на другого. В структуре самопрезентации обе интенциональные составляющие неразрывно связаны между собой, причем, учитывая ведущую роль направленности на партнера в коммуникации, можно предполагать наличие иерархии. Направленность на партнера определяет интенциональное состояние говорящего и в известной степени подчиняет себе его направленность на собственное Я.

Страницы: 1 2

Психологическая природа виктимного поведения. Виктимология и ее основные категории и понятия в отечественной и зарубежной науке
Термин "виктимное поведение" возник в рамках криминальной виктимологии. Виктимология (viktima - жертва, logos - учение) в буквальном переводе означает "учение о жертве". Появившись изначально как элемент народного творчества, виктимология как научное направление начала складываться в 40-50-е гг. XX столетия. Создани ...

Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как аг ...

16
8 8 2 Попустительский 0 3 Коллегиальный 16 1 12 3 Из таблицы видно, что в исследовании принимало участие 32 человека, из них 16 человек относятся к директивному стилю руководства и 16 человек к коллегиальному. Однако, из этих 16 человек, относящихся к директивному стилю руководства в ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru