Самопрезинтация субъекта в различных видах дискурса. Самопрезентация субъекта с точки зрения дискурса
Страница 1

Материалы » Проблема самопрезентации субъекта - дискурсивный подход » Самопрезинтация субъекта в различных видах дискурса. Самопрезентация субъекта с точки зрения дискурса

Самопрезинтация может проявляться в осознанном стремлении представить себя в определенном свете (собственно самопрезентация), произвести определенное впечатление на партнера по коммуникации (одновременно оказать воздействие), а также в связи с другими интенциями, в том числе и неосознаваемыми, которые также могут косвенно служить самопрезентации (например, критика другого часто связана с самопрезентацией). Неосознаваемая самопрезентация зачастую может осуществляться в привычных или стереотипных коммуникативных ситуациях (институциональный дискурс), когда речь человека во многом опирается на готовые формы. Обращаясь к исследованию самопрезентации, необходимо учитывать все перечисленные варианты, поскольку реальное впечатление, производимое человеком, складывается на общей основе.

Для уточнения определения интенции самопрезентации остановимся на терминологии. Под самопрезентацией обычно понимается процесс представления себя другим, создания определенного впечатления о себе, способствующего реализации цели субъекта в определенной коммуникативной ситуации. Интенции - это предметные направленности субъекта, которые образуют основу и глубинное содержание речи, связанное с целями деятельности субъекта, его желаниями, потребностями, установками. Соответственно в общем смысле интенция самопрезентации может рассматриваться как направленность субъекта на представление себя другим в ходе коммуникации.

Однако уже само перечисление разных форм самопрезентации свидетельствует о том, что эта направленность имеет сложную структуру. Человек говорит о себе, что, согласно определению интенции, указывает на направленность субъекта на себя. Вместе с тем, он представляет себя в определенном свете другим, производит впечатление на другого, что говорит об интенциональной направленности на собеседника (аудиторию). Очевидно, самопрезентация имеет сложную интенциональную основу, и вопрос требует специального анализа.

Для начала сопоставим направленность на самопрезентацию с какой-либо типовой интенцией, имеющей трактовку в литературе. Угроза, приказ, обещание – это интенции, направленные на другого человека (например, «конфликтный треугольник»). Их выражение в речи конвенционально, оно регулируется правилами, которые раскрываются в рамках теории речевых актов. [9, C. 164] Предполагается, что знание правил обеспечивает идентификацию интенции. Можно ли с этих позиций подойти к анализу направленности на самопрезентацию? Думается, что только отчасти. Во-первых, остается открытым вопрос, как соотносятся две характерные составляющие самопрезентации: на себя и на адресата речи (другого). Во-вторых, речевое выражение этой интенциональной направленности, судя по имеющимся данным, настолько многообразно, что вряд ли возможно очертить правила, по которым оно осуществляется. Не случайно в классификации речевых актов Дж. Серля нет такого класса, в который могла бы войти направленность на самопрезентацию. Не раскрывается она и в исследованиях интенциональности речи индивидуально – психологической ориентации.

Подходы к исследованию направленности на самопрезентацию, в ее классическом гофмановском понимании, наметились главным образом в последние годы. Это представления, развиваемые дискурсивной психологией, акцентирующей аспект интеракции, ориентации на партнера и убедительно показывающей, что смысл и форма сказанного подчинены интересам текущего коммуникативного акта. [8, C. 97] Особую важность для целей нашей работы имеет опирающийся на субъект – субъектную парадигму дискурсивный подход. В исследованиях интенциональности: представление о взаимосвязи и иерархичности интенций, направленности на партнера по коммуникации как ведущей, системообразующей направленности дискурса.

С позиций этих подходов направленность на самопрезентацию может быть рассмотрена как своего рода интенциональная структура, в которой направленность субъекта на себя сочетается с направленностью на другого, и обе составляющие тесно взаимосвязаны. Первая составляющая может быть обозначена, как самохарактеризация: субъект говорит о себе, что, очевидно, в ряде случаев, может осуществляться и без какого – либо намерения произвести конкретное впечатление и оказать воздействие на адресата речи. Вторая составляющая – самопредъявление, предусматривает именно стремление создать определенное впечатление у партнера по коммуникации и воздействовать на него. Сама семантика слова «самопредъявление» отражает наличие другого – того, перед кем осуществляется представление себя, что соответствует нашему представлению об интенциональной направленности субъекта на другого. В структуре самопрезентации обе интенциональные составляющие неразрывно связаны между собой, причем, учитывая ведущую роль направленности на партнера в коммуникации, можно предполагать наличие иерархии. Направленность на партнера определяет интенциональное состояние говорящего и в известной степени подчиняет себе его направленность на собственное Я.

Страницы: 1 2

Профессиональный авторитет и самоутверждение специалиста
Одной из фундаментальных потребностей личности является потребность в самоутверждении – это стремление реализовать себя, добиться определенных результатов в деятельности, поведении, взаимодействии с другими людьми и на основе этого видеть себя на определенной высоте в своих глазах и во мнении окружающих. Самоутверждаясь, человек произво ...

Предконфликтная ситуация.
Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Это положение дел накануне конфликта. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряж ...

Описание работы
Конечно, далеко не все описания работы основываются на профессиографическом анализе. Этому есть множество объяснений, из которых главным является время и дороговизна такого анализа. Тем не менее, описания работы крайне полезны для многих связанных с персоналом функций, к которым они имеют отношение, когда эти описания создаются на основ ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru