Основные аспекты изучения конфликтного поведения у подростков. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте
Страница 5

Материалы » Конфликтное поведение в подростковой среде как фактор развития личности » Основные аспекты изучения конфликтного поведения у подростков. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте

Сегодняшнее время отличается еще и тем, что притягательной силой стали многочисленные религиозные секты. Это объясняется тем, что подростки еще не могут самостоятельно объяснить для себя многие факты и события реальной жизни, поскольку не имеют достаточно глубокие знания об окружающем мире.

Давление групповых норм бывает так сильно, что может провоцировать подростка на некрасивые поступки. Важнейшими последствиями принадлежности к подобной группе являются: болезненная зависимость от нее или от ее лидера, потеря самостоятельности, неспособность к эмоциональным связям с людьми, не принадлежащим к группе, презрение к ним как к профанам, недоверие к рациональному, научному мышлению, разрыв семейных связей, если семья нелояльна к новым идеям, отход от реальности из-за одностороннего направления мыслей, подчиненных учителю.

Увлечения подростков А. Е. Личко определяет как «хобби-реакции», которые часто сменяют друг друга. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие. А. Е. Личко провел классификацию подростковых увлечений. Он выделяет интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, телесно-мануальные, накопительские и информативно-коммуникативные увлечения.

Таким образом, процесс развития самосознания подростка протекает на фоне совокупности изменившихся к этому возрасту биологических и психологических особенностей в социальных условиях, в которых повышаются требования к его личности. Самосознание подростка — это новый и очень существенный уровень формирования его личности. В подростковом возрасте впервые в развитии личности акты самосознания: самопознание, самонаблюдение, самоотношение, саморегулирование поведения и деятельности становятся одной из необходимых потребностей личности. Степень развития этой потребности влияет на формирование нравственных качеств личности в процессе дальнейшего ее становления. В свою очередь потребность в самосознании стимулируется возникновением в этом возрасте другой важнейшей потребности — потребности в самовоспитании, в целенаправленном стремлении изменить себя в связи с осознанием собственных психологических несоответствий внешним требованиям, идеалам, нравственным образцам, которым надо следовать.

Развитие самооценки в процессе самопознания подростка происходит скачками: с ростом ее объективности наблюдаются резкие переходы от одной самооценки к другой, могут иметь место и крайности в оценке себя. Процесс установления самооценки сопровождается переживаниями самых разнообразных чувств. Подростковый возраст в целом отличается большой экспрессивностью, и переживания, включенные в процесс самопознания, становления самооценки, протекают на уровне высокой эмоциональности.

Д. И. Фельдштейн выделил три стадии развития самооценки на каждом этапе подросткового возраста.

Первая стадия (10-11 лет) — принятие себя. Преобладание в оценках отрицательных черт и форм поведения. Характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный тон. При этом дети обнаруживают острую потребность в самооценке и в то же время переживают неумение оценить себя.

Вторая стадия (12-13 лет). Наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. Это сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.

Третья стадия (14-15 лет) — возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Она основывается на сопоставлении своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.

В подростковом возрасте самосознание все в большей степени начинает включаться в процесс управления поведением. Причем в этом процессе участвуют все акты самосознания. Непосредственным компонентом целостной системы управления поведением подростка выступает саморегуляция. Основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми, самооценка в свою очередь начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и взрослыми.

Потребности подростков в общении и самооценке рассматриваются как регулятор нравственного поведения.

На уровень моральной регуляции и ее направленность заметное влияние оказывают психологические условия общения подростка.

Особенно существенно проявление саморегуляции в такой важной деятельности подростка, как самовоспитание. Самовоспитание, как свидетельствуют многочисленные исследования, впервые становится возможным именно в подростковом возрасте. Оно подготавливается соответствующим уровнем общего психического развития, в частности развитием интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов и соответствующим уровнем развития отдельных сторон самосознания. Обладая такой психологической готовностью к более полному восприятию требований жизни и осознанию своего положения во внешнем мире, своей ценности, подросток пытается изменять себя, самосовершенствоваться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Понятие суицида
Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое. Считается, что случаи самоубийств животных, являются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из поверх ...

Проблемы исследования эмоциональных нарушений в психологии. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и её причины
Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. В литературе по психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфлик ...

Введение.
В потоке внешних раздра­жителей люди обычно воспринимают лишь то, что ук­ладывается в «координатную сетку» уже имеющихся зна­нии и представлений; остальную информацию они бессозна­тельно отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а также приверженность к об­щепринятым взглядам и мнениям. Способность увидеть ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru