Основные аспекты изучения конфликтного поведения у
подростков. Психологическая
характеристика развития в подростковом возрастеСтраница 3
В основе исследования Д. И. Фельдштейна (подросткового возраста) лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности как процесс, движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающая перестройку сложившихся потребностей и зарождение новых. Отсюда, как указывает автор, понятно, почему изучение смены типов деятельности позволяет выявить пути, механизмы становления личности в онтогенезе. Д. И. Фельдштейн выделил три уровня процесса развития подростка.
1.«Локально-капризный». Стремление 10-11-летнего ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения, через решение частных задач (локальный). В нем преобладают ситуативно обусловленные эмоции.
2.Причем эмоционально-окрашенное стремление к самостоятельности проявляется по-разному, что отражается в мотивационных структурах. Они стараются получить признание самого факта их взросления, но по-разному; у одних это выражается в желании отстоять свое право быть как взрослые, у других — в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих — участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми. Возрастающее стремление подростков основывается и на понимании ими важности выполнения конкретных социально одобряемых дел, хотя они недостаточно осознают их реальную значимость.
3.«Право-значимый». 12-13-летний ребенок уже не удовлетворяется своим участием в общих делах, решениях. У него развивается потребность в общественном признании, происходит освоение не только своих обязанностей, но и прав в семье, обществе, формируется стремление к взрослости не на уровне «Я хочу», а на уровне «Я могу» и «Я должен».
4.«Утверждающе-действенный». У 14-15-летнего подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности проявить себя. Осознается социальная приобщенность к обществу с реально взрослой позиции ответственного человека, выполняющего серьезную социальную роль, обостряется потребность в самоопределении, самореализации.
Изменение одного из главных показателей психического состояния подростков — потребности в самостоятельности, самоутверждении дает возможность раскрыть сложную динамику их поуровневого развития. Самоутверждение — это лишь один из компонентов того особого психического состояния, которое является определяющим для всего периода подросткового возраста и заключает главные тенденции в развитии социальной зрелости растущих людей.
Подростковый возраст — переходный, прежде всего, в анатомофизиологическом смысле.
Нередко смешивают два понятия: «подростковый возраст» и «пубертат» (обычно так обозначают возраст до 20 лет). Однако это разные понятия. Пубертат (половая зрелость) — только часть подросткового возраста, отмеченная резким ускорением физического развития и половым созреванием. Что же касается подросткового возраста, то он составляет период от начала пубертата до того момента, когда человек становится взрослым.
Пубертат сопровождается быстрым физическим развитием и заканчивается половым созреванием. Это период интенсивной морфологической и функциональной перестройки организма, сложный, многоплановый процесс перехода на рельсы взрослого функционирования, идущий в двух направлениях и обозначаемый учеными в таких образных выражениях, как «скачок роста» и «гормональная буря» или «эндокринный шторм».
Скачок роста — процесс индивидуальный. Как правило, быстрое физическое развитие у мальчиков приходится на возраст от 10 до 15 лет и достигает пика примерно в 14 лет. У девочек оно начинается в промежутке между 7,5 и 11,5 годами и достигает максимума примерно в 11 лет 8 месяцев. В период самого интенсивного роста девочки прибавляют по 8,5 см в год, а мальчики — по 10-12 см. Девочки перестают расти обычно в возрасте около 19 лет, а мальчики — 21-22 года, хотя и после этого многие из них могут еще чуть-чуть вытянуться.
Темпы физического и полового созревания оказывают влияние на формирование образа физического «Я».
Подростковый возраст переходный еще и в социальном смысле. Происходит смена групповой принадлежности, переход от детства к взрослой жизни. Ребенок становится взрослым и вступает в новые социальные связи, то есть происходит изменение социальной ситуации его развития.
В этот период подросток стремится изменить свои взаимоотношения со взрослыми. Подростки уже многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым. Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. А. Е. Личко назвал эту потребность «чувством взрослости». Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых.
Самопрезинтация субъекта в различных видах дискурса. Самопрезентация
субъекта с точки зрения дискурса
Самопрезинтация может проявляться в осознанном стремлении представить себя в определенном свете (собственно самопрезентация), произвести определенное впечатление на партнера по коммуникации (одновременно оказать воздействие), а также в связи с другими интенциями, в том числе и неосознаваемыми, которые также могут косвенно служить самопр ...
Агрессивные дети как группа социального риска. Теоретический
аспект агрессии
Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведения детей и влияющие на него факторы. Среди этих факторов ученые выделяют особенности семейного воспитан ...
Исследования Ладыгиной-Котс в сравнительной психологии
Самый первый свой исследовательский опыт Н.Н Ладыгина-Котс получила, когда взяла на воспитание годовалого шимпанзе. Три года (!), день за днем, с утра до поздней ночи, продолжалось небывалое в истории науки непрерывное общение с озорным приемышем Иони. Благодаря возможности наблюдать за ним постоянно, был впервые описан поведенческий ре ...