Основные теоретические направления в изучении суицидального поведения
Страница 1

Материалы » Молодежное суицидальное поведение » Основные теоретические направления в изучении суицидального поведения

Проблема самоубийства не является узко психологической. Она находится на пересечении различных областей человеческого знания. Вскрытие причин суицидального поведения в значительной степени зависит от той области, с позиций которой изучается данный феномен. Так, в истории изучения данной проблемы можно отметить неоднократные попытки создания биохимической модели суицидального поведения (например, гипотеза о влиянии снижения уровня серотонина на формирование суицидального поведения), однако очевидно, что поиск биологических детерминант суицидального поведения находится пока на раннем этапе становления и не выдерживает критики со стороны других направлений, либо других биохимических гипотез.

Основные теоретические положения суицидального поведения были заложены в социологии и социальной психологии - школой Э. Дюркгейма, а в клинической психологии - школой З. Фрейда.

Э. Дюркгейм на основании двух критериев - социальной интеграции и социальной регуляции - выделил четыре типа возможного суицидального поведения. Первые два типа связаны с нарушением социальной интеграции, понимаемой как степень вовлеченности человека в общество. Это эгоистическое (социальная интеграция значительно снижена) и альтруистическое (социальная интеграция слишком высока) самоубийства. Вторая диада связана с нарушением социальной регуляции, код которой понимается степень воздействия общества на индивида, главным образом, посредством ограничений. Это аномическое (социальная регуляция снижена) и фаталистическое (социальная регуляция повышена) самоубийства. Гипотеза Э. Дюркгейма о социальной интеграции оценивается современными исследователями как очень разумный и точный, хотя и неполный вклад в теорию самоубийств. Уменьшение социальной интеграции (например, исключение человека из значимой социальной группы) может восприниматься человеком как ситуация фрустрации или серьезное жизненное препятствие, что обусловливает возникновение тревоги или депрессии в пресуицидальной ситуации.

З. Фрейд рассматривал самоубийство как особое проявление внешней агрессии, как искаженную реализацию желания убить кого-либо другого. Причина самоубийства в психоаналитической концепции понимается как негативное отношение субъекта к внешнему миру, недостатки которого (и в частности, других людей) вызывают агрессивные реакции, в последствии, под давлением Сверх-Я, меняющие направление с внешнего на внутреннее. Самоубийство, сочетая в себе одновременно и субъекта и объект действия, объединяет роли убийцы и жертвы, которые находятся в соподчиненных отношениях. Постулируя активность субъекта, психоанализ подчеркивает первичность акта убийства, как проявления агрессивных тенденций. Кроме того, суицидальное поведение человека, наподобие невротических проявлений, является результатом столкновения противоречивых стремлений, исходящих со стороны Оно (влечение к смерти) и со стороны Сверх-Я (социальные запреты и нормы).

Если социологическая школа Э. Дюркгейма рассматривала самоубийство как закономерную реакцию субъекта на его взаимодействие с обществом, то есть общество выступало как необходимый и провоцирующий компонент суицидального поведения, то психоаналитическая концепция, напротив, делает акцент на внутренней активности субъекта, на внутреннем источнике суицидального поведения. Дальнейшие исследования суицидального поведения наметили тенденцию к объединению внутренних и внешних детерминант суицидального поведения.

Henry & Short (1954) предложили рассматривать самоубийство в рамках теории фрустрации-агрессии. Они трактовали самоубийство как средство нападения на себя из-за того, что человек считал себя виноватым в своих проблемах; Henry & Short утверждали, что люди, приписывающие ответственность внешним обстоятельствам, не склонны к самоубийству.

Другая теория суицидального поведения называла самоубийство “криком о помощи” (Stengel & Cook). Центральной идеей этой теории является то, что суицидальная попытка, особенно неудачная и неискренняя, - это средство, с помощью которого тревожные люди ищут внимания к своим жизненным проблемам и привлекают симпатии и поддержку других людей. Однако само понятие “крик о помощи” может быть понято двояко: с одной стороны, как истерическая реакция, в основе которой лежит постоянное ощущение недостатка внимания к собственной личности; с другой стороны, как внешнее проявление чувства внутренней дисгармонии и неспособности ее преодоления.

Страницы: 1 2

Методика 2
Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». Данная проективная методика исследования эмоционального состояния дошкольников была предложена Дж. Буком в 1948 г. Это американский психолог, он разработал систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, ч ...

Характерологические особенности возраста.
Младший школьный возраст (6-10 лет). *Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом. В этот период замедляет ...

База данных профессиографического анализа
База данных анализа состоит из всей информации, которая была собрана с целью анализа работы. Как правило, чем меньше база данных профессиографического анализа, тем скорее собранная информация окажется искаженной или неполной. Например, интервьюируемый штатный работник может быть не слишком опытным и/или выполнять не весь круг заданий, ф ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru