Описание методик
Страница 2

СД – это измерительная техника, основанная на применении факторного анализа к исследованию значений. Как отмечает Осгуд, семантический дифференциал является в основном комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В методике семантического дифференциала процесс описания исследуемого объекта может рассматриваться как помещение его в экспериментальный континуум, определяемый парой антонимичных терминов. Многие экспериментальные континуумы фактически эквивалентны и могут быть сведены в одно измерение. Ограниченное число континуумов используется для построения семантического пространства, в котором можно оценивать значения любого объекта. В исследования Осгуда таким пространством оказалось декартово трёхмерное пространство, где его координаты образовывали выделенные в факторном анализе ортогональные факторы: «Оценка», «Сила», «Активность». Последующие эксперименты показали универсальность выделенных факторов по отношению к испытуемым. Так, была показана идентичность факторных структур у представителей разных языковых культур, у испытуемых с разным образовательным уровнем и даже у больных шизофренией по сравнению со здоровыми испытуемыми.

Метод применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Психосемантические методы переводят информацию с когнитивного уровня (а исследовательская задача всегда сформулирована в его понятиях), на аффективный уровень, где эта информация закодирована не языковыми формами, а разнообразными ощущениями.

Метод семантического дифференциала основывается на явлении синестезии (мышления по аналогии, когда одни чувственные восприятия возникают под воздействием других) и является операциональным способом «улавливания» эмоциональной стороны смысла, воспринимаемых индивидом в объектах. СД позволяет выявить бессознательные ассоциативные связи между объектами в сознании людей, а также найти систему латентных факторов, в рамках которых индивид оценивает объекты. По существу, семантическое пространство исследовательская модель структуры индивидуального сознания, и задача состоит в определении того, где в этом пространстве находится изучаемый объект.

Оценка результатов

Оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных эмоционально-оценочных прилагательных), переводятся в баллы. Если отметка испытуемого располагается между двумя пунктами шкалы, то берется промежуточное, дробное число баллов.

Данный метод был выбран нами в соответствии с тем, что позволяет изучить социальные представления о карьере с опорой на количественную методологию.

Инструкция: «Оцените, пожалуйста, свою карьеру с помощью приведенных ниже пар прилагательных. Эти пары прилагательных выражают качественно противоположные характеристики оцениваемого понятия. Обведите цифру в кружок (из ряда 3210123), которая по-вашему мнению наиболее точно определяет степень выраженности каждой конкретной характеристики карьеры, при условии что 0 – качество не выражено, 1 – слабо выражено, 2 – средне выражено, 3 – сильно выражено».

Бланк методики представлен в Приложении 1.

Анкета

В основу создания анкеты положен принцип свобожных высказываний, ассоциаций, который является одним из важных методов анализа социальных представлений, разрабатываемых в русле французской концепции социальных представлений. Участникам опроса предлагалось выполнить 3 задания для изучения социальных представлений о карьере. Задания включали в себя метод определений и метод ассоциаций.

В первом задании – метод определений – респондентам предлагалось закончить фразу: «Я считаю, что для большинства студентов карьера – это…». Ссылка в вопросе на мнение большинства использовалась нами с учетом известного в социальной психологии механизма разделенной ответственности за групповое решение. Данная форма вопроса могла бы способствовать более открытому и свободному выражению субъективной позиции испытуемого.

Второй вопрос анкеты был направлен на выявление у респондентов ассоциативного ряда, связанного со словом-стимулом «Карьера». Респонденты должны были указать любое число ответов, фиксируя их в порядке поступлении и не заботясь об их логичности.

Страницы: 1 2 3

Самопрезинтация субъекта в различных видах дискурса. Самопрезентация субъекта с точки зрения дискурса
Самопрезинтация может проявляться в осознанном стремлении представить себя в определенном свете (собственно самопрезентация), произвести определенное впечатление на партнера по коммуникации (одновременно оказать воздействие), а также в связи с другими интенциями, в том числе и неосознаваемыми, которые также могут косвенно служить самопр ...

Приложения
Приложение 1 Приложение 2 СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА ПРИ ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ. В технике, обеспечивающей создание благоприятного психологического климата, очень важное место отводится доверительному взаимопониманию, которое в деловом общении создается выполнением следующих поведенческих действий. 1. Сокращайте физиче ...

Введение.
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способо ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru