Студент как субъект учебной деятельности

Психологические особенности поздней юности (18-25 лет) – зрелости в умственном, нравственном отношении.

ü Пик интеллектуальных возможностей

ü Стабилизация характера

ü Убежденность, сложившееся мировоззрение

ü Чувство нового

ü Смелость, решительность

ü Способность к увлечению

ü Оптимизм

ü Самостоятельность

ü Прямолинейность

ü Критичность и самокритичность. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязанностью

ü Скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателю и режиму учебного заведения

ü Сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших

ü Неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремление воздействовать окриком

ü Принятие ответственных решений: выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере;

ü Формирование профессионального мышления, самоутверждение в профессиональной и социальной сфере, борьба за свое «место под солнцем»;

ü Овладение набором социальных ролей взрослого человека, начало «экономической активности» [25; с.71].

Кроме того, бурные гормональные изменения этого периода сопряжены с выявлением скрытых до этого генетически обусловленных задатков. Поэтому психологическое содержание подросткового возраста предрасполагает к риску возникновения психической дизадаптации. Многочисленные физиолого-гигиенические исследования подтверждают факты снижения резистентности, повышения частоты заболеваний, перенапряжения адаптационных механизмов у значительной части подростков. Процессы адаптации реализуются на различных уровнях. Ф.Б. Березин отводит важнейшую роль психической адаптации как оказывающей значительное влияние на адаптивные процессы, осуществляемые на других уровнях. Давая достаточно широкое определение психической адаптации как процессу оптимального соответствия личности и окружающей среды, он подчеркивает, что необходимым условием успешности адаптационного процесса является сохранение психического и физического здоровья [7; с.81].

Интерперсональная теория Салливана

Главный принцип Салливана: личность - это «относительно продолжительный паттерн периодически возникающих межличностных ситуаций, характеризующих жизнь человека».

Единица анализа - не личность, а межличностная ситуация.

Личность обнаруживается только тогда, когда человек так или иначе ведёт себя по отношению к одному или нескольким другим людям. «Другие» необязательно должны присутствовать. Восприятие, память, мышление, воображение, все другие психические процессы по характеру своему являются межличностными.

Период поздней юности представляет достаточно продолжительную инициативу перехода к привилегиям, обязанностям, удовольствиям и ответственности социальной и гражданской жизни. Постепенно оформляет полный «пакет» межличностных отношений, синтаксически развивает опыт, что позволяет раздвинуть символические горизонты. Стабилизируется Я-система, происходит овладение более эффективными формами стабилизации напряжения, устанавливаются более сильные защитные меры против тревоги.

Когда индивид всходит по этим ступеням и достигает финальной стадии - взрослости, - он трансформируется, в основном благодаря межличностным отношениям, из животного организма в человека.

Хотя Салливан решительно отвергает любую жёсткую доктрину инстинктов, он признаёт важность наследственности в отношении ряда способностей, главные из которых связаны с обретением и развитием опыта. Он согласен с принципом, гласящим, что обучение не может быть эффективным, пока фундамент для этого не заложен созреванием. Первое «воспитывающее» влияние оказывает тревожность, заставляя молодой организм различать возрастание и снижение напряжения и направлять активность соответственно последнему. Вторая воспитывающая сила пробы и успех. Учиться можно также посредствам подражания и умозаключений. Салливан не считает, что личность складывается на ранних этапах. Она может изменяться в новой межличностной ситуации, т.к. человеческий организм в высшей степени гибок и пластичен. Хотя в целом движение вперёд превалирует, тем не менее могут возникать - и возникают -регрессии, когда боль, тревога, неудачи становятся невыносимыми [20; с.56].

Мотивация учебной и познавательной деятельности. Учебная мотивация. Познавательная мотивация
Положение о том, что внутренняя мотивация учения является наиболее естественной, ведущей к наилучшим результатам в процессе обучения не требует специального доказательства. При этом к внутренним мотивам учения относят обычно непосредственную заинтересованность учащегося в способах действия, технологиях и алгоритмах и в достижении резуль ...

Структура личности как основа психологического и психопатологического анализа
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. Синтез сложных структур: - темперамента (структуры природных свойств), - направленности (система потребностей, интересов, идеалов), - способностей (система интеллектуальных, волевы ...

Тактики вербовки
В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика: * Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали. * Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать. * Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru