Личностные и семейные особенности,
предрасполагающие к вовлечению в тоталитарный культСтраница 1
Экзистенциальный вакуум, давление которого в определенные периоды жизни испытывает каждый человек, требует немедленного его заполнения. Находясь в состоянии психологического стресса, люди часто не имеют возможности критического осмысления и тщательного анализа предлагаемой им системы ценностей, либо просто не хотят и боятся разочаровать себя в своем выборе.
Любой деструктивный культ старается представить свое учение, ориентируясь на жизненно важные потребности потенциальной «жертвы». Включение в жизнь деструктивной группы, путем поначалу незначительных уступок, дает возможность обретения нравственной опоры, которая кажется некоторым людям более прочной, чем шаткое основание индивидуальной свободы. Кто же попадает под влияние тоталитарных культов:
I. Люди, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса,
глубокого разочарования, испытывающие чувство одиночества, давление экзистенциального вакуума и неудовлетворенность духовных потребностей.К их числу относятся и люди, имеющие глубокие психологические травмы на почве семейной жизни и профессиональной деятельности.
II. Причинами попадания в тоталитарные культы данной категории людей могут являться следующие факторы: возрастные кризисы, критические ситуации, переломные моменты личной биографии (развод, смена или потеря работы, места жительства и т.д.). У них имеются четыре возможности для разрешения жизненного кризиса, избавления от давления:
а) Самоубийство.
б) Изоляция от общества (самостоятельная \ с группой). Изоляция от общества в отдельной группе единомышленников, является наиболее вероятным путем разрешения кризиса, так как позволяет человеку полностью снять с себя ответственность за свою судьбу, реализовать потребность в общении и понимании, и не совершить при этом социально неприемлемых (преступных) действий. Следует учитывать также, что сама ориентация на поиск новой социальной ниши, приводит к снижению когнитивного диссонанса, увеличивающего убежденность в правильности выбранного пути.
в) Избавление от людей, которым приписывается ответственность
за свои надежды (их крах).
г) Самостоятельное начало новой жизни в реальном мире.
III. Так называемые true believers (истинно верующие).Люди, испытывающие острую потребность в духовном и нравственном развитии, стремление которых к высшим целям и моральным ценностям осталось не востребованным в обществе.
IV. Акцентуированные и психопатические личности
по, шизоидному, паранойяльному типу с интересом к духовной жизни, оккультизму, мистицизму. В тоталитарных сектах они находят для себя социально психологическую нишу, способ адаптации к жизни. К этой же категории относятся психически больные на ранних стадиях заболевания, либо на стадии ремиссии. Необходимо отметить прямую психопатологическую мотивацию вступления в неокультовую общину. [33]. Чаще всего это наблюдается в дебюте шизофрении при развивающемся чувстве потери смыслообразующих позиций своего «Я» с гипертрофированной интроспекцией и рефлексией (самоанализом своего внутреннего мира и отношений с внешним). Здесь можно отметить и мотивацию преодоления нарастающего чувства отгороженности от реального мира, и стремление восстановить способность контролировать свои мысли и чувства, и поиск контакта с людьми, способными понять их философские построения, созданные в результате их навязчивых поисков смысла бытия, и попытки обрести магический путь к духовному совершенству.
V. Лица, с хорошо развитым критическим мышлением,
без невротизирующих комплексов, достаточно самостоятельные в определении своего поведения, ориентированные на макросоциальные, духовные ценности. У этих лиц наблюдается неудовлетворенность культивируемым в современном обществе гедонизмом, информационный голод, жажда духовной пищи, жажда познания истины. Все это является причиной, формирующей мотивацию отклика на приглашение познакомиться с новым, необычным религиозным учением. Здесь налицо интеллектуальная жажда познания истины, интеллектуальная основа мотивации, без ведущего участия чувственной сферы психики.
VI. Лица, характеризующиеся отсутствием личностной
Жесты
Хорошие манеры прибыльны – гласит пословица, и в этом деловые люди убеждаются ежедневно. Тактичность, вежливость, опрятный вид – говорят о вашем уважении к окружающим людям. Кроме того, о вас, вашем настроении, отношении к присутствующим красноречиво говорят ваши движения и жесты.
Деловой этикет даёт строгие рекомендации по выработке х ...
Социально-педагогическая программа социализации подростков отклоняющегося
поведения.
Разработка данной программы, прежде всего, ориентировала нас на рассмотрение понятия отклоняющегося поведения. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой, асоциальное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.
Отклоняющееся поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразум ...
Пси́хика — сложное понятие в философии, психологии и медицине
Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений. Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, т.е. ...