Личностные и семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению в тоталитарный культ
Страница 1

Материалы » Влияние религиозных сект на психику человека » Личностные и семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению в тоталитарный культ

Экзистенциальный вакуум, давление которого в определенные периоды жизни испытывает каждый человек, требует немедленного его заполнения. Находясь в состоянии психологического стресса, люди часто не имеют возможности критического осмысления и тщательного анализа предлагаемой им системы ценностей, либо просто не хотят и боятся разочаровать себя в своем выборе.

Любой деструктивный культ старается представить свое учение, ориентируясь на жизненно важные потребности потенциальной «жертвы». Включение в жизнь деструктивной группы, путем поначалу незначительных уступок, дает возможность обретения нравственной опоры, которая кажется некоторым людям более прочной, чем шаткое основание индивидуальной свободы. Кто же попадает под влияние тоталитарных культов:

I. Люди, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса,

глубокого разочарования, испытывающие чувство одиночества, давление экзистенциального вакуума и неудовлетворенность духовных потребностей.К их числу относятся и люди, имеющие глубокие психологические травмы на почве семейной жизни и профессиональной деятельности.

II. Причинами попадания в тоталитарные культы данной категории людей могут являться следующие факторы: возрастные кризисы, критические ситуации, переломные моменты личной биографии (развод, смена или потеря работы, места жительства и т.д.). У них имеются четыре возможности для разрешения жизненного кризиса, избавления от давления:

а) Самоубийство.

б) Изоляция от общества (самостоятельная \ с группой). Изоляция от общества в отдельной группе единомышленников, является наиболее вероятным путем разрешения кризиса, так как позволяет человеку полностью снять с себя ответственность за свою судьбу, реализовать потребность в общении и понимании, и не совершить при этом социально неприемлемых (преступных) действий. Следует учитывать также, что сама ориентация на поиск новой социальной ниши, приводит к снижению когнитивного диссонанса, увеличивающего убежденность в правильности выбранного пути.

в) Избавление от людей, которым приписывается ответственность

за свои надежды (их крах).

г) Самостоятельное начало новой жизни в реальном мире.

III. Так называемые true believers (истинно верующие).Люди, испытывающие острую потребность в духовном и нравственном развитии, стремление которых к высшим целям и моральным ценностям осталось не востребованным в обществе.

IV. Акцентуированные и психопатические личности

по, шизоидному, паранойяльному типу с интересом к духовной жизни, оккультизму, мистицизму. В тоталитарных сектах они находят для себя социально психологическую нишу, способ адаптации к жизни. К этой же категории относятся психически больные на ранних стадиях заболевания, либо на стадии ремиссии. Необходимо отметить прямую психопатологическую мотивацию вступления в неокультовую общину. [33]. Чаще всего это наблюдается в дебюте шизофрении при развивающемся чувстве потери смыслообразующих позиций своего «Я» с гипертрофированной интроспекцией и рефлексией (самоанализом своего внутреннего мира и отношений с внешним). Здесь можно отметить и мотивацию преодоления нарастающего чувства отгороженности от реального мира, и стремление восстановить способность контролировать свои мысли и чувства, и поиск контакта с людьми, способными понять их философские построения, созданные в результате их навязчивых поисков смысла бытия, и попытки обрести магический путь к духовному совершенству.

V. Лица, с хорошо развитым критическим мышлением,

без невротизирующих комплексов, достаточно самостоятельные в определении своего поведения, ориентированные на макросоциальные, духовные ценности. У этих лиц наблюдается неудовлетворенность культивируемым в современном обществе гедонизмом, информационный голод, жажда духовной пищи, жажда познания истины. Все это является причиной, формирующей мотивацию отклика на приглашение познакомиться с новым, необычным религиозным учением. Здесь налицо интеллектуальная жажда познания истины, интеллектуальная основа мотивации, без ведущего участия чувственной сферы психики.

VI. Лица, характеризующиеся отсутствием личностной

Страницы: 1 2 3

Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми. Модели российских и зарубежных социальных служб в работе с агрессивными детьми
Опыт социальной работы Красноярского Центра социального здоровья «Качинский» позволил сформулировать ряд теоретических и практических положений, которые можно рассматривать как варианты первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в рамках комплексной медико-психологической и социально-педагогической программы профилактики агресси ...

Особенности межличностных отношений детей с нарушениями интеллекта
Большой вклад в проблему формирования личности ребенка с нарушением интеллекта внес Л. С. Выготский. Им определены сущность, природа дефекта и пути коррекции личности. Теория о первичных признаках и вторичных осложнениях дефекта является и сегодня методологической основой всей системы коррекционно-воспитательной работы с детьми. Л. С. В ...

Исследование конфликтов в русскоязычных и западных странах
Изучение конфликта в русскоязычных странах По количеству публикаций психология занимает выраженное лидирующее положение среди отраслей конфликтологии. Более четверти публикаций по проблеме конфликта подготовлено психологами. При содержательном анализе психологической литературы авторы исходили из логики понятийной схемы описания конфл ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru