Информационный стресс
Страница 4

Изменение поведения при стрессе является более интегральным показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные биохимические и физиологические параметры. Более часто доминирует форма поведения с повышением возбудимости, выражающаяся в дезорганизации поведения, утрате ряда ранее приобретенных реакций, треморе и т.п., поведение с преобладанием стереотипии (ответы не адекватны общей ситуации, не имеют приспособительного значения). При более умеренных степенях психического напряжения изменения поведения касаются нарушения процессов научения, проявляются персеверацией, нарушением психомоторной координации. Страдает качество восприятия, сложные формы целенаправленной деятельности, ее планирование и оценивание. Роль типа личности в характере ответного поведения при стрессовых условиях очень существенна. По В.Н. Мясищеву [Проблема личности и ее роль в психологии и физиологии. Л., 1969 по 2] в экстремальных условиях у импрессивных личностей имеется склонность к заторможенности внешней реакции и усилению вегетативных реакций, к повышению уровня катехоламинов, особенно в значимых ситуациях. У экспансивных личностей ярко выражены как внешние, так и внутренние (вегетативные) реакции, что соответствует их тенденции к внешнему разряду своих переживаний.

Л.А. Китаев-Смык [Психология стресса. М.,: Наука, 11983 по 2] выделил две наиболее общие формы изменений поведенческой активности, при кратковременных, но достаточно интенсивных воздействиях: активно-эмоциональное и пассивно-эмоциональное реагирование.

В структуре активного реагирования можно выделить две фазы: 1) реализацию фило- и онтогенетически сформированной программы адаптационных, защитных реакций, действий в ответ на экстремальное воздействие, то есть фаза «программного реагирования»; 2) фаза «ситуационного реагирования», характеризующаяся наличием реакций для восстановления физиологического и психологического гомеостаза «потрясений» первой фазы.

Если активное реагирование направлено на удаление экстремального фактора (агрессия, бегство), то пассивное реагирование – на пережидание экстремального фактора. Речь идет, прежде всего, о чрезмерном и неадекватном уменьшении двигательной активности, снижающей эффективность защитных действий человека.

Таблица 1. Причины развития информационного стресса

Непосредственные (информационные)

1. Семантические (смысловые):

- высокая субъективная сложность задачи,

- высокая ответственность задания,

- опасность ситуации,

- недостаточный контроль за ситуацией,

- неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации,

- непредсказуемость развития ситуации

- частичный или полный неуспех в деятельности,

- противоречивость информации и т.п.

2. Операциональные:

- дефицит информации,

- избыточность информации,

- большой объем информации,

- низкая вероятность поступления значимой информации,

- нарушения ритма поступления информации и т.п.

3. Временные:

- дефицит времени,

- большая длительность воздействия рабочей нагрузки,

- аритмичность предъявления информации,

- высокий темп предъявления информации,

- неопределенность времени (неожиданность) поступления сигнала и т.п.

4. Организационные:

- низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации,

- неправильный выбор необходимой информации,

- отвлечение внимания,

- пропуск сигнала, объективная сложность задачи,

- совмещенная деятельность и т.п.

5. Технические:

- отказ системы,

- блокировка сигнала,

- маскировка, искажение сигнала,

- ложная информация,

- интерференция сигналов

- противоречие информационных признаков ситуации,

- недостаточный привлекающий эффект сигнала,

- несоответствие сигнальных признаков информации и т.п.

Главные (субъективные)

1. Морально-нравственные:

- недисциплинированность,

- безответственность,

- небрежность и т.п.

2. Профессиональные:

- низкий уровень знаний,

- недостатки в развитии навыков и умений,

- отсутствие необходимого опыта и т.п.

3. Физиологические:

- снижение резервов организма в результате острых и хронических заболеваний,

- неблагоприятные функциональные состояния (укачивание, утомление, десинхроз),

- неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т.п.

4. Психологические:

Страницы: 1 2 3 4 5

Теоретические и методологические основы социально – психологической готовности к школе детей
Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития. Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы народного образования. Перед педагогическими работниками, организаторами дошк ...

Формирование личности преступника.
Процесс формирование личности принято рассматривать как социализацию, т.е. процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирование самосознания и системы социальной ориентации, вхождение в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей о фу ...

Межличностные и групповые конфликты
Во взаимодействии людей нередко приходится наблюдать ситуации, когда сталкиваются разные интересы, мнения, позиции. Вследствие этого возникает конфликтная ситуация, как правило, перерастающая в конфликт. Конфликты как предмет исследования привлекают не только психологов, но философов, социологов, юристов. Таким образом, можно говорить о ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru