Информационный стресс
Страница 2

3) сопутствующие, которые способствуют появлению или проявлению непосредственных и главных причин стресса, а также предрасполагают субъекта деятельности к развитию у него этого состояния.

Одной из ведущих причин развития ИС является недостаточный контроль за рабочей ситуацией. Неконтролируемость ситуации одновременно выступает и как внешнее условие деятельности, и как субъективный фактор, связанный с определенными личностными особенностями человека. В этой связи Averill [Averill J.R. Personal control over aversive stimuli and its relationship to stress//Psychological Bulletin, 1973// по 2] выдвинул три основных типа личного контроля:

1) поведенческий контроль – наличие у индивида способов поведения, позволяющих непосредственно устранить объективную угрозу неблагоприятного события;

2) когнитивный контроль – интерпретация, оценка и интеграция события в когнитивном «плане»;

3) контроль, относящийся к принятию решения, s способность сделать выбор из двух и более альтернатив

Неконтролируемость события определяет субъективную оценку ситуации как угрожающей.

Факторы непредсказуемости развития ситуации, неопределенности (неизвестности) оперативной ситуации связаны с дефицитом информации о временных, пространственных и смысловых характеристиках оперативного события. [Венда В.Ф., Зазыкин В.Г. Проблемы стабилизации характеристик систем «человек-машина»//Психол. журн. 1982. по 3]

Человек может по-разному переживать неопределенность:

- ситуация может быть непредсказуемой с точки зрения возможности возникновения или момента наступления, силы воздействия и т. п.;

- ситуация может потребовать больших знаний для предупреждения или ликвидации угрозы, но которых у человека нет;

- событие может оказаться настолько сложным, что человек не способен адаптировать к нему свою когнитивную схему.

Человек не обладает готовыми схемами интерпретации любой и каждой ситуации. Это делает событие непредсказуемым и он не знает, какое поведение будет адекватным в той или иной ситуации, что в конечном итоге может привести к нарушению его функциональной устойчивости.

Подробное рассмотрение причин ИС изложено в табл. 1.

Особенности проявления информационного стресса.

Когда субъекту что-то угрожает, то его психическая деятельность интенсифицируется, а поведение организуется таким образом, чтобы устранить надвигающуюся опасность. В зависимости от выбранной или ранее разработанной стратегии поведения проявление того или иного ответа на угрозу или на само воздействие будет различаться, причем эти различия будут касаться и моторно-поведенческих, и биохимических, и физиологических, и аффективных реакций.

Исследования, выполненные под руководством Г.Н. Кассиля [Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1983], позволили ему предположить следующую схему развития стресс-реакции, отражающую нервные и гуморально-гормональные механизмы регуляции стресса.

Возбуждение коры головного мозга при стрессовых воздействиях передается на гипоталамус, где происходит освобождение s переход из связанной в активную форму норадреналина нервных клеток. Активируя норадренергические элементы различных отделов ЦНС, в первую очередь, ее лимбико-ретикулярные формации, норадреналин через высшие симпатические центры стимулирует деятельность симпатоадреналовой системы; это ведет к повышению образования и поступлению во внутреннюю среду гормона мозгового слоя надпочечников – адреналина. Адреналин через гематоэнцефалический барьер поникает из крови в заднюю долю гипоталамуса, а возможно и в другие отделы мозга. Возникающее под влиянием адренергических элементов общее возбуждение мозга в силу противоположной реакции центральных и периферических образований НС на действие одного и того же химического раздражителя способствует повышению активности трофотропных механизмов – серотонинергических и холинергических. Они стимулируют образование нейросекреторными клетками кортиколиберинов, которые, попадая в гипофиз, вызывают усиленное поступление в кровь АКТГ. Под его влиянием в коре надпочечников увеличивается синтез кортикостероидов, содержание которых в крови нарастает. Кортикостероиды, легко проникая через гематоэнцефалический барьер в мозг, по закону обратной связи тормозят образование кортиколиберинов, что ведет к снижению их уровня во внутренней среде. При длительных и угрожающих жизни стрессовых ситуациях кортикостероиды связываются с особым белком крови s транскортином и перестают проникать в мозг. В мозг перестает поступать достоверная информация об уровне кортикостероидов в крови, что приводит к нарушению обратной связи и расстройству законов регуляции функций. Непрекращающеееся образование и поступление кортикостероидов в кровь приводит к истощению коры головного мозга и мозгового слоя надпочечников.

Страницы: 1 2 3 4 5

Синдром эмоционального выгорания и его диагностика
О синдроме эмоционального выгорания впервые заговорили за рубежом около 40 лет назад, в то время его обозначили словом «burnout», что переводится как сгорание, затухание горения, выгорание. Термин «синдром эмоционального выгорания» ввёл X. Фрейнденберг в 1974 году для характеристики здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с к ...

Соотношение клинических и патопсихологических характеристик шизофренического дефекта
На клиническом уровне были выделены характерные для шизофрении негативные изменения психики: аутизм, эмоциональная недостаточность, снижение психической активности, диссоциация психической деятельности на всех ее уровнях, которая проявляется в странности и необычности поведения, дефиците критичности при относительной сохранности формаль ...

Профессиональная консультация
Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами - всемерное содействие побуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области делают попытку уйти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы профконсультации, когда подростка или юношу сначала консультир ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru