Информационный стресс
Страница 2

3) сопутствующие, которые способствуют появлению или проявлению непосредственных и главных причин стресса, а также предрасполагают субъекта деятельности к развитию у него этого состояния.

Одной из ведущих причин развития ИС является недостаточный контроль за рабочей ситуацией. Неконтролируемость ситуации одновременно выступает и как внешнее условие деятельности, и как субъективный фактор, связанный с определенными личностными особенностями человека. В этой связи Averill [Averill J.R. Personal control over aversive stimuli and its relationship to stress//Psychological Bulletin, 1973// по 2] выдвинул три основных типа личного контроля:

1) поведенческий контроль – наличие у индивида способов поведения, позволяющих непосредственно устранить объективную угрозу неблагоприятного события;

2) когнитивный контроль – интерпретация, оценка и интеграция события в когнитивном «плане»;

3) контроль, относящийся к принятию решения, s способность сделать выбор из двух и более альтернатив

Неконтролируемость события определяет субъективную оценку ситуации как угрожающей.

Факторы непредсказуемости развития ситуации, неопределенности (неизвестности) оперативной ситуации связаны с дефицитом информации о временных, пространственных и смысловых характеристиках оперативного события. [Венда В.Ф., Зазыкин В.Г. Проблемы стабилизации характеристик систем «человек-машина»//Психол. журн. 1982. по 3]

Человек может по-разному переживать неопределенность:

- ситуация может быть непредсказуемой с точки зрения возможности возникновения или момента наступления, силы воздействия и т. п.;

- ситуация может потребовать больших знаний для предупреждения или ликвидации угрозы, но которых у человека нет;

- событие может оказаться настолько сложным, что человек не способен адаптировать к нему свою когнитивную схему.

Человек не обладает готовыми схемами интерпретации любой и каждой ситуации. Это делает событие непредсказуемым и он не знает, какое поведение будет адекватным в той или иной ситуации, что в конечном итоге может привести к нарушению его функциональной устойчивости.

Подробное рассмотрение причин ИС изложено в табл. 1.

Особенности проявления информационного стресса.

Когда субъекту что-то угрожает, то его психическая деятельность интенсифицируется, а поведение организуется таким образом, чтобы устранить надвигающуюся опасность. В зависимости от выбранной или ранее разработанной стратегии поведения проявление того или иного ответа на угрозу или на само воздействие будет различаться, причем эти различия будут касаться и моторно-поведенческих, и биохимических, и физиологических, и аффективных реакций.

Исследования, выполненные под руководством Г.Н. Кассиля [Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1983], позволили ему предположить следующую схему развития стресс-реакции, отражающую нервные и гуморально-гормональные механизмы регуляции стресса.

Возбуждение коры головного мозга при стрессовых воздействиях передается на гипоталамус, где происходит освобождение s переход из связанной в активную форму норадреналина нервных клеток. Активируя норадренергические элементы различных отделов ЦНС, в первую очередь, ее лимбико-ретикулярные формации, норадреналин через высшие симпатические центры стимулирует деятельность симпатоадреналовой системы; это ведет к повышению образования и поступлению во внутреннюю среду гормона мозгового слоя надпочечников – адреналина. Адреналин через гематоэнцефалический барьер поникает из крови в заднюю долю гипоталамуса, а возможно и в другие отделы мозга. Возникающее под влиянием адренергических элементов общее возбуждение мозга в силу противоположной реакции центральных и периферических образований НС на действие одного и того же химического раздражителя способствует повышению активности трофотропных механизмов – серотонинергических и холинергических. Они стимулируют образование нейросекреторными клетками кортиколиберинов, которые, попадая в гипофиз, вызывают усиленное поступление в кровь АКТГ. Под его влиянием в коре надпочечников увеличивается синтез кортикостероидов, содержание которых в крови нарастает. Кортикостероиды, легко проникая через гематоэнцефалический барьер в мозг, по закону обратной связи тормозят образование кортиколиберинов, что ведет к снижению их уровня во внутренней среде. При длительных и угрожающих жизни стрессовых ситуациях кортикостероиды связываются с особым белком крови s транскортином и перестают проникать в мозг. В мозг перестает поступать достоверная информация об уровне кортикостероидов в крови, что приводит к нарушению обратной связи и расстройству законов регуляции функций. Непрекращающеееся образование и поступление кортикостероидов в кровь приводит к истощению коры головного мозга и мозгового слоя надпочечников.

Страницы: 1 2 3 4 5

Этапы развития цветовой символики
Мы выделяем три основных этапа развития цветового символизма [5]. Но прежде, чем дать их характеристику, следовало бы ответить на вопрос, правомочно ли вообще говорить о развитии цветовой символики. Известно, что "принятым по умолчанию" доказательством того, что нечто развивается, есть сравнение разнесенных во времени образцов ...

Психические процессы
Эмоции, чувства. Мышление, речь. Память. Воображение, представление. Внимание. Ощущения, восприятие. ВниманиеПсихический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Воображение, представление Определение воображения (представления). Чувственное отражение и воображение. Воображение ка ...

Объект конфликта.
Одним из непременных элементов конфликта является объект, т.е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида: q Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно. q Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участникам ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru